«Городской конкурс дидактических материалов»



Партнеры конкурса

Оргкомитет и экспертное жюри конкурса

Положение о конкурсе

Номинации

On-line регистрация

Итоги конкурса

Документы конкурса


Home
Согласовано Утверждено
Ректор СПбАППО Директор ГБОУ школы-интерната №2 Кировского района СПб
/______________/ С.В. Жолован /______________/ В.Я. Страхова
«___» ___________ 20___г. «___» ___________ 20___г.
Эмблема конкурса

ПОЛОЖЕНИЕ

о Городском конкурсе дидактических материалов для тифлопедагогов, работающих с детьми с нарушением зрения«ИРИС – исследование, развитие, инновации, сотрудничество»

Санкт- Петербург, 2017 год


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Городской конкурс дидактических материалов для тифлопедагогов, работающих с детьми с нарушением зрения «ИРИС – исследование, развитие, инновации, сотрудничество» (далее – конкурс) проводится Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее – СПб АППО) совместно с Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением школой-интернатом № 2 Кировского района Санкт-Петербурга (далее – ГБОУ школа-интернат № 2).

Конкурс проводится при поддержке:

Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственной библиотекой для слепых и слабовидящих» (далее – ГБУК СПб ГБСС).

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена»;

Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга.

1.2. Под «дидактическими материалами» в данном Положении понимаются дидактические средства, с помощью которых реализуются цели обучения: материальные (дидактические материалы, пособия) и средства нематериального характера (технологии, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, методические разработки уроков/занятий, компьютерные средства обучения и др), разработанные специально для повышения эффективности обучения лиц с нарушением зрения.

1.3. Конкурс проводится в 2017 году в соответствии с пунктом 56 Комплексного плана («дорожной карты») по обеспечению доступности образования, в том числе профессионального, для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2018 годы, утвержденного распоряжением Комитета по образованию от 27.12.2016 № 3863-р.

1.4. Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи конкурса, определяет правила организации, проведения, организационно-методическое обеспечение, правила участия в конкурсе.

1.5. Полная информация о конкурсе, правилах участия и порядке проведения, а также о результатах конкурса, победителях и призерах является открытой и размещается на сайте конкурса - официальном сайте ГБУК СПб ГБСС в разделе «Конкурс ИРИС» по адресу: http://gbs.spb.ru/konk (далее сайт конкурса).

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

2.1. Целью конкурса является повышение качества образования лиц с нарушением зрения через распространение педагогически значимого опыта участников конкурса в условиях реализации новых образовательных стандартов.

2.2. Основные задачи

создание условий для реализации творческого потенциала педагогических работников;

создание банка дидактических материалов по работе с детьми с нарушением зрения;

содействие распространению педагогического опыта по работе с детьми с нарушением зрения;

повышение уровня профессионального мастерства тифлопедагогов и педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения посредством обмена опытом;

выявление авторских тифлопедагогических методик обучения и воспитания лиц с нарушением зрения;

адаптация современных педагогических технологий к обучению и воспитанию лиц с нарушением зрения.

3. Организационный комитет и экспертное жюри конкурса

3.1. Для руководства и организационно-технического сопровождения мероприятий конкурса создается Организационный комитет конкурса (далее – Оргкомитет), в составе согласно Приложению № 1 к настоящему Положению.

3.2. Оргкомитет: определяет форму, порядок и сроки проведения конкурса; осуществляет общее руководство подготовкой и проведением конкурса; формирует экспертное жюри конкурса; утверждает список победителей и призеров конкурса; обобщает итоги конкурса, готовит материалы для освещения организации и проведения конкурса на сайте конкурса.

3.3. Для проверки работ и подведения итогов конкурса Оргкомитетом создается экспертное жюри конкурса.

Экспертное жюри конкурса проверяет и оценивает работы участников, обладает исключительным правом выставления оценок.

Экспертное жюри конкурса формирует и выносит на утверждение Оргкомитетом список победителей и призеров конкурса.

3.4. Консультативную поддержку участникам при проведении конкурса обеспечивает координатор организации и проведения конкурса Сторчилова Анна Анатольевна, методист ГБОУ школы-интерната №2 (e-mail: anna-storchilova@yandex.ru, тел./факс: (812) 377-21-29).

4. Организация и проведение конкурса

4.1. В конкурсе могут принять участие педагогические работники образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение:

· учителя-дефектологи (тифлопедагоги, учителя-логопеды и т.д.), работающие с детьми с нарушением зрения;

· педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность по реализации адаптированных общеобразовательных программ для лиц с нарушением зрения (в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, центрах медико-социальной реабилитации инвалидов), иные педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность с детьми с нарушением зрения в условияхинклюзивного образования.

4.2. Конкурс проводится в два этапа:

Первый этап с 16.02.2017 по 16.03.2017 - прием работ от участников конкурса;

Второй этап с 17.03.2017 по 15.05.2017 - экспертиза экспертным жюри конкурса работ, представленных участниками.

4.3. Подведение итогов конкурса состоится в период с 15.05.2017 по 25.05.2017. Итоги конкурса будут объявлены на семинаре «Современный тифлопедагогический опыт: традиции и новации» в мае-июне 2017 года. Место и время проведения семинара определяется Оргкомитетом. Информация о победителях и призерах конкурса так же размещается на официальном сайте конкурса по адресу: http://gbs.spb.ru/konk.

Иногородним участникам конкурса грамоты и сертификаты высылаются почтовыми отправлениями или в отсканированном виде по электронной почте, по указанным в заявке адресам.

4.4. Конкурс проводится по следующим восьми номинациям:

4.4.1. Номинация 1:

Подноминация 1 «Разработка урока в начальной школе»,

Подноминация 2 «Разработка урока в средней и старшей школе».

Цели, задачи и содержание разработки урока должны соответствовать разделам, темам учебной программы, реализуемой педагическим работником.

4.4.2. Номинация 2 «Разработка коррекционного занятия».

4.4.3. Номинация 3 «Разработка занятия педагога ДОУ».

4.4.4. Номинация 4 «Разработка мероприятия по внеурочной деятельности (внеклассное/ внешкольное мероприятие)».

4.4.5. Номинация 5 «Методическая разработка по обеспечению образовательного процесса». В данной номинации участниками конкурса представляются программы, методические рекомендации, технологические новации (авторские педагогические технологии и методики), разработки адаптированных диагностических и мониторинговых исследований, модели опытной, экспериментальной, поисковой деятельности для лиц с нарушением зрения.

4.4.6. Номинация 6 «Дидактическое пособие» В данной номинации участниками конкурса представляются самостоятельно разработанные игры, наглядные пособия, рабочие тетради, контрольно-диагностические материалы, предназначенные для помощи в обучении, развитии, воспитании, абилитации и реабилитации обучающихся с нарушением зрения, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной программы.

4.4.7. Номинация 7 «Компьютерные средства обучения».

Компьютерное средство обучения — это программное средство (программный комплекс) или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым.

В данной номинации участниками конкурса представляются самостоятельно подготовленные разработки, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной программы:

· презентации (документы с мультимедийным содержимым, демонстрация которого управляется пользователем), выполненные в программах Microsoft Power Point, Prezi, VideoScribe, ProShow, Kingsoft, Impress, Flowboard, ПромоШоу, AppleKeynote, Macromedia Flash, Movie maker, доступных для Windows; презентации для интерактивных досок SMART Boards – с помощью программного обеспечения (SMART Notebook, Bridgit, SynhronEyes), а также с помощью интерактивных технологий Mimio (количество слайдов не более 20);

· компьютерные справочники, тренажеры, тесты и другие электронные учебные пособия, выполненные в специальных компьютерных программах, адаптированных к Windows;

· мультимедийные учебные занятия.

4.4.8. Номинация 8 «Сайт (блог)».

В данной номинации участниками конкурса представляются самостоятельно подготовленные сайты (блоги) в сети Интернет для:

· обучающихся с нарушением зрения,

· педагогов (организаций), работающих с лицами с нарушением зрения;

· родителей/законных представителей обучающихся с нарушением зрения.

4.5. Заявка на участие в конкурсе подается участником в электронном виде путем заполнения соответствующей формы на сайте конкурса в разделе «On-line регистрация» (http://gbs.spb.ru/konk/regf.php).

Информацию о регистрации и об участии в конкурсе (информация о приеме заявки на участие в конкурсе, направлении работы участника для оценивания экспертам, результаты конкурса) участник может посмотреть на сайте конкурса http://gbs.spb.ru/konk/add/status.php.

4.6. Работа участника конкурса направляется на конкурс после регистрации заявки в электронном виде по адресу электронной почты konkurstifloiris@gmail.com. Работа участника конкурса должна быть направлена в срок с 16.02.2017 по 16.03.2017. Работы, поступившие раньше или позже указанного периода, в конкурсе участия не принимают и не оцениваются.

Работы, представляемые участниками на конкурс, должны соответствовать условиям и требованиям, содержащимся в Приложении № 2 к настоящему Положению.

4.7. Поступившие работы участников конкурса оцениваются экспертным жюри конкурса в соответствии с критериями, содержащимися в Приложении № 3 к настоящему Положению.

Каждая работа участника конкурса оценивается не менее чем четырьмя членами экспертного жюри конкурса. По итогам оценивания выводится средний балл каждого участника и выстраивается рейтинг участников по каждой номинации.

4.8. Экспертное жюри конкурса по результатам оценки работ участников конкурса определяет победителей и призеров конкурса и оформляет протокол.

Подведение итогов конкурса проводится раздельно по каждой номинации.

Победителем конкурса в соответствующей номинации признается участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов в соответствующей номинации. Призерами конкурса в соответствующей номинации признаются участники конкурса в соответствующей номинации, следующие в итоговой таблице за победителем на 2-м и 3-м месте.

4.9. Итоговые результаты конкурса, сформированные на основе протоколов экспертного жюри конкурса, утверждаются Оргкомитетом.

Победители и призеры Конкурса награждаются грамотами, участники Конкурса – благодарностями.

Работы победителей конкурса (при наличии согласия автора) публикуются ГБУК СПб ГБСС в сборнике, посвещенному Конкурсу.

4.10. Дополнительно при подведении итогов конкурса Оргкомитетом формируется рейтинг участия образовательных организаций (организаций, осуществляющих обучение) в конкурсе.

Рейтинг формируется исходя из баллов - количества работ, поданных на конкурс от образовательной организации (организации, осуществляющей обучение). К баллам за количество работ добавляются дополнительные баллы за победу в соответствующей номинации участника конкурса - работника соответствующей организации (за I место добавляется дополнительно 4 балла, за II место – 3 балла, за III место – 2 балла).

Руководители образовательных организаций (организаций, осуществляющих обучение), занявших первые 5 мест в рейтинге, поощряются благодарностями Оргкомитета конкурса.


Приложение № 1

к Положению о Городском конкурсе

дидактических материалов для тифлопедагогов,

работающих с детьми с нарушением зрения

«ИРИС – исследование, развитие,

инновации, сотрудничество»

Состав Оргкомитета

Городского конкурса

дидактических материалов для тифлопедагогов,

работающих с детьми с нарушением зрения

«ИРИС – исследование, развитие,

инновации, сотрудничество»

Председатель Оргкомитета:

Жолован Степан Васильевич, к.п.н., ректор СПб АППО.

Сопредседатель Оргкомитета:

Устинова Ольга Юрьевна, к.и.н., директор ГБУК СПб ГБСС, заслуженный работник культуры.

Члены Оргкомитета:

Яковлева Наталья Николаевна, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО;

Петрова Екатерина Александровна, к.п.н., доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО;

Замашнюк Елена Вадимовна, к.п.н., доцент кафедры тифлопедагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена» (по согласованию);

Страхова Валентина Яковлевна, директор ГБОУ школы-интерната №2 Кировского района, Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения;

Коваленко Наталия Валентиновна, учитель-логопед Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга, руководитель РМО учителей-логопедов Кировского района (по согласованию);

Сторчилова Анна Анатольевна, методист ГБОУ школы-интерната №2 Кировского района, Почетный работник общего образования;

Литвинова Татьяна Александровна, учитель охраны, коррекции и развития зрительного восприятия ГБОУ школы-интерната №2 Кировского района, обладатель знака «За гуманизацию образования Санкт-Петербурга».


Приложение № 2

к Положению о Городском конкурсе

дидактических материалов для тифлопедагогов,

работающих с детьми с нарушением зрения

«ИРИС – исследование, развитие,

инновации, сотрудничество»

Условиям и требованиям к оформлению работ,

представляемых участниками на Городской конкурс

дидактических материалов для тифлопедагогов,

работающих с детьми с нарушением зрения

«ИРИС – исследование, развитие, инновации, сотрудничество»

1. Требования к содержанию работ

1.1. Работы, представленные на конкурс, должны содержать:

· аннотацию (не более 2 страниц в зависимости от номинации), содержащую следующие сведения:

- название реализуемой учебной программы, адресат (контингент), тема программы, тема урока/занятия/мероприятия;

- задачи, поставленные автором разработки;

- эффективность, по мнению автора, представленного материала по сравнению с традиционными;

- технические рекомендации по использованию разработок, если такая необходимость имеется;

- дополнительно для номинаций 1-3 - краткое описание представленной разработки урока/занятия, дающее представление о месте урока/занятия в учебной программе, об использованных методах и приёмах, в т.ч. инновационных и т.д.

· список литературы и источников (в конце материалов), оформляется в соответствии с «ГОСТ Р 7.0.5-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 28.04.2008 № 95-ст).

1.2. Разработки, представляемые участником на конкурс по номинациям 1-3 оформляются в виде технологической карты, по одной из форм, содержащихся в Приложении № 4 к Положению.

1.3. Разработки занятий педаггических работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, оформляются в виде конспекта занятия по установленной в организации форме.

1.4. Работы, представляемые участником на конкурс по номинациям 6 - 7 оформляются в виде методических рекомендаций педагогам по использованию дидактического пособия или авторской компьютерной презентации (не более 3 страниц).

1.5. К работе, представляемой участником по номинации 6, должно быть приложено описание и фотографии пособия в разных проекциях.

1.6. К работе, представляемой участником по номинации 7, должна быть приложена анатоция, содержащая сведения об авторе (авторах) (ФИО, должность, наименование организации), о программе, в которой выполнена разработка, технические рекомендации по использованию.

1.7. К работе, представляемой участником по номинации 8, должна быть приложена аннотация, содержащая сведения об авторе (авторах) (ФИО, должность, наименование организации).

2. Требования к оформлению работ

2.1. Участник представляет работу, оформленную в соответствии с правилами представления документов на компьютере:

· Для форматирования текста необходимо использовать функции выравнивания, абзацного отступа (а не ставить дополнительные пробелы).

· Между словами ставится один пробел.

· Набор текста осуществляется в редакторе MS Word (расширение только .doc), используя стандартные шрифты Times New Roman, размер — 14, чёрного цвета, интервал — полтора. Поля со всех сторон — 25 мм, выравнивание текста «по ширине», красная строка – 1,27 см, использована автоматическая расстановка переносов.

· Для выделения используется полужирное и курсивное начертание.

· Для набора формул следует использовать встроенный редактор формул Microsoft Equation 3.0. Формулы набираются латинским алфавитом, размер шрифта 11. Нумеруются только те формулы, на которые есть ссылки в тексте.

· Все используемые буквенные обозначения и аббревиатуры должны быть расшифрованы.

· Рисунки и графики оформляются в цветном изображении, должны быть четкими и не требовать перерисовки. Шрифт текста в иллюстративном материале Times New Roman, со строчных букв (кроме названий и имен). Если имеется несколько рисунков, используются слова «Рис. 1. Название» (под рисунком по центру).

· Таблицы должны быть пронумерованы «Таблица 1» (над таблицей по правому краю), иметь краткое наименование, межстрочный интервал в наименовании таблицы одинарный. Текст в таблице печатается со строчных букв, без полужирного начертания.

2.2. Автор работы несет ответственность за полноту и достоверность цитируемой в ней литературы, а также за публикацию заимствованного материала без ссылки на источник.

Орфография и пунктуация в материалах сохраняется по соглашению с автором.

2.3. При оформлении работы, представляемой участником на конкурс по номинациям 1 – 3 (по форме, содержащейся в Приложении № 4 к Положению) указываются на первом листе:

Предмет (например: физика);

Класс: указать группу/класс(ы) (например: подготовительная группа д/с; 8 класс и т.д.);

Контингент: слепые/слабовидящие и др.;

Тема: сформулировать тему урока/занятия (например, «Принципы радиосвязи»);

Тип урока/занятия (комбинированный, урок усвоения новых знаний учащимися, урок повторение, урок систематизации и обобщения нового материала, закрепление изучаемого материала, проверки и оценки знаний);

Продолжительность: (например: 2 урока по 40 минут);

Технологии: указать, какие технологии были использованы, в том числе ИКТ;

Фамилии и инициалы автора (авторов) работы;

Название образовательной организации или организации, осуществляющей обучение (полное название, страна, город, e-mail);

Краткая аннотация (5–7 строк) (пишется курсивом).

Разработка урока оформляется в виде технологической карты. Педагоги могут использовать и другую форму технологической карты урока, отличную от формы, приведенной в указанном Приложении. Приветствуется полная форма, в которой фиксируются предполагаемые ответы детей.

2.4. При оформлении работы, представляемой участником на конкурс по номинации 4, на первом листе указываются:

Тип и название мероприятия;

Контингент: возраст (класс), слепые/слабовидящие и др.;

Продолжительность: (например: 40 минут);

Применяемые педагогические технологии;

Фамилии и инициалы автора (авторов) работы;

Название образовательной организации или организации, осуществляющей обучение (полное название, страна, город, e-mail);

Аннотация (пишется курсивом);

Сценарий мероприятия.

Далее по тексту работы приводится сценарий мероприятия в той форме, которою автор счёл целесообразной и/или принятой в ОУ. Приветствуется полная форма, в которой фиксируются предполагаемые ответы детей.

2.5. При оформлении работы, представляемой участником на конкурс по номинации 5, на первом листе указываются:

Название программы;

Контингент: возраст (класс), слепые/слабовидящие и др.;

Фамилии и инициалы автора (авторов) работы;

Название образовательной организации или организации, осуществляющей обучение (полное название, страна, город, e-mail);

Аннотация (пишется курсивом).

Работа должна быть выполнена в печатном виде с соблюдением полей. Страницы и заголовки разделов программы пронумерованы. Если в работе используются цитаты, то делаются сноски на источники. Каждая глава печатается с новой страницы, главы должны быть разделены на абзацы. Шрифт – 14, формат бумаги А 4. Если в работе приводятся графики, таблицы, диаграммы, схемы, то их номер указывается в тексте и непосредственно перед ними, указанные объекты могут быть представлены в приложении.

2.5. При оформлении работы, представляемой участником на конкурс по номинации 7, необходимо исходить из следующего.

Работа выполняется в программах, указанных в пункте 4.4.7 Положения, в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении № 5 к Положению.

Первый слайд должен содержать информацию об авторе (авторах), название темы.

Отдельным файлом прикладывается аннотация, которая обязательно должна содержать сведения об авторе (авторах) (ФИО, должность, название образовательной организации или организации, осуществляющей обучение).

Видео и фото фрагменты желательно выполнить в программе Windows Media.

Запись файлов производится в именную папку с соответствующими гиперссылками.

2.6. При оформлении работы, представляемой участником на конкурс по номинации 8, необходимо исходить из следующего.

Работа оформляется в виде аннотации, которая обязательно должна содержать сведения об авторе (авторах) (ФИО, должность, название образовательной организации или организации, осуществляющей обучение).

В аннотации должна обязательно содержаться ссылка на авторский сайт (блог) в сети Интернет, обязательно указаны: аудитория (для кого сайт создан), задачи, которые ставил (ставили) перед собой автор (авторы), преимущества перед другими аналогичными продуктами. В аннотации указываются технические требования и рекомендации по работе с сайтом (блогом).

2.7. Работы направляются в сроки и в порядке, указанном в пункте 4.6 Положения.

Работы направляются каждым участником конкурса в отдельной папке и файле.

Папка с материалами работы должна иметь название следующего вида: Фамилия И.О._ №ОУ_город_№ номинации. (Например: Литвинова Т.А._инт2_СПб_№3).

Материалы работы внутри папки размещаются в отдельных файлах, каждый из которых должен иметь название следующего вида: Фамилия И.О._ №ОУ_город_название материала. (Например: Литвинова Т.А._инт2_СПб_аннотация, Литвинова Т.А._инт2_СПб_конспект, Литвинова Т.А._инт2_СПб_приложения).

В письме, содержащим направляемую участником работу, необходимо указать перечень высылаемых на конкурс материалов и документов, а также краткие сведения об участнике (ФИО, название образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, номинацию).


Приложение № 3

к Положению о Городском конкурсе

дидактических материалов для тифлопедагогов,

работающих с детьми с нарушением зрения

«ИРИС – исследование, развитие,

инновации, сотрудничество»

Критерии оценки работ,

представленных участниками на Городской конкурс

дидактических материалов для тифлопедагогов,

работающих с детьми с нарушением зрения

«ИРИС – исследование, развитие,

инновации, сотрудничество»

1. Критерии оценки работ, представленных

участниками на конкурс в номинациях 1, 2, 3

п/п

Критерий

Баллы

1.

Соответствует целям/задачам программы, темы, урока/занятия

0-4

2.

Содержание оптимально (научно, доступно)

0-4

3.

Предполагает активную деятельность обучающихся (воспитанников)

0-4

4.

Создает условия для актуализации опыта обучающихся (воспитанников), их личностного общения

0-4

5.

Способствует личностному развитию обучающихся (воспитанников)

0-4

6.

Отличается логичностью построения, цельностью, завершенностью

0-4

7.

Носит проблемный характер изложения учебного материала

0-4

8.

Реализация принципа коррекционной направленности:

адаптация программного материала с учетом возможностей детей

0-4

адаптация современных образовательных технологий к уровню и возможностям детей с ОВЗ

0-4

развитие психических функций

0-4

наличие дидактических материалов, облегчающих усвоение учебного материала детьми с нарушением зрения

0-4

использование специальных коррекционных приемов работы

0-4

9.

Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся (воспитанников)

0-4

10.

Урок построен с учетом здоровьесбережения детей

0-4

11.

Отличается оригинальностью замысла, исполнения, авторским видением методической проблемы,

0-4

12.

Оформление разработки соответствует требованиям Положения и эстетики дизайна

0-4

13.

Аннотация подробна, достаточна, оформлена в соответствии с требованиями, изложенными в Положении

0-4

Итого

68 баллов (максимально)

Критерии оценивания:

Не достигнуто (или не входило в цели) - 0 баллов;

Достигнуто в малой степени - 1 балл;

Достигнуто частично - 2 балла;

Достигнуто почти в полной мере - 3 балла;

Достигнуто в высокой степени - 4 балла.


2. Критерии оценки работ, представленных

участниками на конкурс в номинации 4

п/п

Критерий

Баллы

1.

Цели мероприятия, его план понятны, конкретны и побудительны для обучающихся (воспитанников)

0-4

2.

Содержание мероприятия оптимально (научно, методически грамотно, доступно)

0-4

3.

Разработка мероприятия отличается логичностью построения, цельностью, завершенностью

0-4

4.

Предполагает активную деятельность обучающихся (воспитанников)

0-4

5.

Создает условия для актуализации опыта обучающихся (воспитанников), их личностного общения

0-4

6.

Мероприятие способствует формированию интегративных качеств детей:

физическая развитость, владение основными культурно-гигиеническими навыками

0-4

любознательность, активность

0-4

эмоциональность, отзывчивость

0-4

соблюдение общепринятых норм и правил поведения

0-4

способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

0-4

наличие первичных представлений о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

0-4

владение универсальными предпосылками учебной деятельности

0-4

7.

Оказание помощи в решении значимых для обучающихся (воспитанников) проблем

0-4

8.

Реализация принципа коррекционной направленности:

адаптация материала с учетом возможностей детей

0-4

адаптация современных образовательных технологий к уровню и возможностям детей с ОВЗ

0-4

развитие психических функций

0-4

наличие дидактических материалов, облегчающих усвоение материала детьми с нарушением зрения

0-4

использование специальных коррекционных приемов работы

0-4

9.

Мероприятие построено с учетом здоровьесбережения взрослых и детей

0-4

10.

Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы адекватны возможностям воспитанников

0-4

11.

Отличается оригинальностью замысла, исполнения, авторским видением методической проблемы

0-4

12.

Оформление разработки соответствует требованиям эстетики дизайна

0-4

13.

Аннотация подробна, достаточна, оформлена в соответствии с требованиями, изложенными в Положении

0-4

Итого

92 балла (максимально)

Критерии оценивания:

Не достигнуто (или не входило в цели) - 0 баллов;

Достигнуто в малой степени - 1 балл;

Достигнуто частично - 2 балла;

Достигнуто почти в полной мере - 3 балла;

Достигнуто в высокой степени - 4 балла.


3. Критерии оценки работ, представленных

участниками на конкурс в номинации 5

п/п

Параметры

Критерии оценки параметров

Баллы

I. Общая характеристика педагогического продукта.

1.

Актуальность

Продукт актуален, имеется социальный заказ, ориентирован на решение наиболее значимых проблем образования детей с ОВЗ в данный период времени.

0-4

2.

Новизна

Новизна очевидна и доказана, выделены отличительные особенности от уже существующих педагогических продуктов.

0-4

3.

Целостность.

Прослеживаются взаимосвязь и согласованность всех композиционных частей педагогического продукта, сформулированы цели, задачи и способы их достижения при его использовании в работе с детьми с ОВЗ, учтены возрастные и психофизиологические особенности обучающихся.

0-4

4.

Прогностичность

Продукт предполагает возможность дальнейшего развития и совершенствования, отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

0-4

5.

Контролируемость

Продукт содержит описание планируемых результатов его применения, механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в соответствии с целями и задачами.

0-4

6.

Реальность

Налицо возможность использования в практике обучения детей с ОВЗ данного продукта, соответствие реального воплощения концептуальному замыслу.

0-4

7.

Качество подачи материала

Описание продукта и его материал, предназначенный для педагогов, изложены профессионально грамотно: отмечаются логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность; содержание продукта доступно для осмысления.

0-4

8.

Учет специфики работы с контингентом учащихся заданного типа ОУ.

Продукт отражает особенности работы с целевым контингентом (специальные коррекционные задачи, количество часов, использование особых приемов и методов, оформление наглядных пособий и др.)

0-4

II. Характеристика структурных элементов педагогического продукта.

9.

Пояснительная записка

В пояснительной записке отражены актуальность и инновационность продукта, его идея и принципы реализации. Приведен анализ ресурсов (кадровых, материально-технических и др.), необходимых для реализации продукта. Дана краткая характеристика участников образовательного процесса, занятых в реализации продукта: сведения о контингенте обучающихся, условия работы, должностные обязанности, степень вовлеченности в программу педагогов, социальный статус, интересы, потребности целевых групп и др. Определены сроки реализации продукта. Прописан обобщенный результат реализации продукта.

0-4

10.

Цели и задачи продукта

Цель отражает предполагаемый конечный результат, четко сформулирована, реальна, достижима. Задачи являются конкретными шагами по достижению цели, соответствуют содержанию и методам предлагаемой деятельности.

0-4

11.

Содержание продукта

Содержание продукта соответствует заявленным цели и задачам. Продукт построен в соответствии со структурой, описанной в пояснительной записке.

0-4

12.

Условия реализации продукта

В пояснительной записке или специальном разделе прописаны особенности организации учебно-воспитательного процесса при реализации продукта: например, деление обучающихся на группы, состав групп (постоянный, переменный); особенности набора (свободный, по конкурсу, тестам и др.); формы занятий (индивидуальные, групповые, разновозрастные); года обучения, количество обучающихся в группах; возраст, психолого-педагогические особенности контингента; количество занятий, учебных часов в неделю, в год (на группу); место проведения занятий, материально-технические условия (помещения, оборудование, финансирование, др.), мотивационные условия (что нужно сделать для формирования учебной мотивации – использование игровых форм, наличие атрибутики, системы поощрения и др.), научно-методические условия (подготовка кадров, необходимые учебно-дидактические материалы, разработка программ, пособий, взаимодействие с научными учреждениями и др.).

0-4

13.

Методики и технологии обучения и воспитания

Продукт содержит описание форм, методов работы, индивидуальных, дифференцированных, личностно-ориентированных, специальных (с учетом контингента), игровых и др. методик и технологий, используемых при организации учебно-воспитательного процесса.

0-4

14.

Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки

Продукт содержит характеристику предполагаемых результатов (знаний, умений, навыков, личностных и коллективных изменений) в зависимости от поставленных целей и задач; формы, методы и критерии их оценки в соответствии с поставленными целями и задачами.

0-4

15.

Литература

В тексте имеются ссылки на источники. Список литературы оформлен по схеме: порядковый номер, в алфавитном порядке – Ф.И.О. автора, заглавие, издательство, город, год издания.

0-4

III. Оформление продукта.

16.

Титульный лист

Титульный лист оформлен в соответствии с требованиями конкурса.

0-4

17.

Эстетичность

Продукт оформлен в соответствии с требованиями конкурса с соблюдением полей, страницы и заголовки разделов пронумерованы. Если в продукте используются цитаты, то сделаны сноски на источники. Каждая глава печатается с новой страницы, главы разделены на абзацы. Шрифт – 14, формат А4. Если в продукте приводятся графики, таблицы, диаграммы, схемы, то их номер указывается в тексте и непосредственно перед ними, также они могут быть представлены в приложении.

0-4

18.

Структура

Продукт поделен на разделы, например: «Пояснительная записка», «Цель», «Задачи» и др. Дополнительные элементы программы (планы, схемы, таблицы, приложения). Имеется оглавление.

0-4

19.

Наличие рецензии

0-4

Итого

76 баллов (максимально)

Критерии оценивания:

Не достигнуто (или не входило в цели) - 0 баллов;

Достигнуто в малой степени - 1 балл;

Достигнуто частично - 2 балла;

Достигнуто почти в полной мере - 3 балла;

Достигнуто в высокой степени - 4 балла.


4. Критерии оценки работ, представленных

участниками на конкурс в номинации 6

п/п

Критерий

Баллы

1.

Представляет самостоятельный продукт

0-4

2.

Соответствует целям учебного предмета, раздела или темы программы, задаче урока/занятия

0-4

3.

Позволяет достичь новых образовательных результатов, недостижимых при использовании традиционных дидактических пособий

0-4

4.

Пробуждает познавательный интерес у учащихся/воспитанников

0-4

5.

Предполагает активную деятельность учащихся

0-4

6.

Отличается логичностью построения, грамотной формулировкой заданий, цельностью, завершенностью

0-4

7.

Соответствует визуальным и возрастным возможностям обучающихся, указанным в описании

0-4

8.

Содержит изображения объектов ближайшего окружения детей личностно-значимых для учащихся, авторских рисунков (фотографий)

0-4

9.

Соответствует современным требованиям тифлопедагогики

0-4

10.

Отличается оригинальностью замысла, исполнения, авторским видением методической проблемы

0-4

11.

Предполагает «обратную связь» с учащимися

0-4

12.

Предполагает возможность полифункционального использования для развития способностей ребёнка с ОВЗ (сенсорное, познавательное, творческое, физическое, духовное развитие и др.)

0-4

13.

Возможность использования пособия в коллективной работе

0-4

14.

Достигает высокого технологического уровня

0-4

15.

Привлекательность для ребенка

0-4

16.

Социальная и психологическая безопасность

0-4

17.

Соответствует требованиям эстетики дизайна

0-4

18.

Качество описания пособия (аннотации)

0-4

Итого

72 балла (максимально)

Критерии оценивания:

Не достигнуто (или не входило в цели) - 0 баллов;

Достигнуто в малой степени - 1 балл;

Достигнуто частично - 2 балла;

Достигнуто почти в полной мере - 3 балла;

Достигнуто в высокой степени - 4 балла.


5. Критерии оценки работ, представленных

участниками на конкурс в номинации 7

п/п

Критерий

Баллы

1.

Представляет самостоятельный продукт, не нуждающийся в дополнительном комментировании педагогом

0-4

2.

Соответствует целям/задачам раздела/темы учебной программы

0-4

3.

Позволяет достичь новых образовательных результатов, недостижимых при использовании традиционных дидактических пособий

0-4

4.

Аннотации к разработке подробная, достаточная, составлена, согласно требованиям, указанным в Положении

0-4

5.

Предполагает «обратную связь» с учащимися

0-4

6.

Отличается логичностью построения, цельностью, завершенностью

0-4

7.

Отличается оригинальностью замысла, исполнения, авторским видением

0-4

7.

Доступна для восприятия детьми с ОВЗ:

качество фона

0-4

качество шрифта

0-4

оптимальный объем текстового материала

0-4

цвет и контрастность

0-4

адаптация визуальных элементов (рисунков, графиков, диаграмм, фотографий, иллюстраций и др)

0-4

обоснованное и оптимальное использование анимационных эффектов

0-4

обоснованное и оптимальное использование видео-файлов

0-4

качество видео-файлов доступно для восприятия детьми с нарушением зрения

0-4

8.

Достигает высокого технологического уровня (простота и удобство использования, применение современных программ и программного оборудования, включение гиперссылок, звуковых эффектов, аудио-файлов и др.)

0-4

9.

Обладает эмоциональным воздействием, грамотным соотнесением текста и видеоряда

0-4

10.

Использованный дизайн и авторский подход в оформлении

0-4

11.

Соответствует требованиям эстетики дизайна

0-4

Итого

76 баллов (максимально)

Критерии оценивания:

Не достигнуто (или не входило в цели) - 0 баллов;

Достигнуто в малой степени - 1 балл;

Достигнуто частично - 2 балла;

Достигнуто почти в полной мере - 3 балла;

Достигнуто в высокой степени - 4 балла.


6. Критерии оценки работ, представленных

участниками на конкурс в номинации 8

п/п

Параметры

Баллы

1

Содержание

Отражает ли содержание предназначение сайта?

Удовлетворит ли контент пользователя?

Найдут ли юзеры (пользователи) на сайте то, что искали?

Есть ли грамматические или синтаксические ошибки?

Не слишком ли сайт утомляет пользователя чтением?

Достоверна ли информация?

Если сайт располагает большим количеством информации, то предусмотрен ли поиск?

0-5

2

Структура и навигацион­ные функции

Организовано ли содержание логически?

Расположена ли навигация в одном и том же месте на всех страницах?

Всем ли ясно, что это пятно с крылышками - навигация? Не вводит ли она в заблуждение?

Все ли ссылки работают верно?

Понятно ли куда они ведут?

Просто ли использовать навигацию?

Позволяет ли навигация вернуться на предыдущие подуровни?

0-5

3

Дизайн

Главные цели дизайна:

Простота

Понятность

Содержание

Тщательность

Расположение пользователя

Полезность

0-5

4

Функциональность

Имеется ли понятный способ между последовательно связанными страницами и разделами сайта?

Понятно ли предназначение каждой страницы? Нет ли лишних?

0-5

5

Интерактивность

Доступна ли информация об авторских правах?

Имеется ли на сайте контактная информация?

Есть ли в навигации ссылка обратной связи (гостевая книга, чат, блог, голосование, опросы и др.)?

0-5

6

Версия для

слабовидящих

Соответствует ли сайт требованиям тифлопедагогики?

Не "режут" ли цвета сайта глаза?

Легко ли читается текст? Не сливается ли он с фоном?

Не перегружены ли страницы сайта большим количеством анимации, текста, иллюстраций?

0-5

7

Общее впечатление

Выдержаны ли цвета, шрифты, графика в едином стиле? У всех страниц должен быть один стиль, чтобы пользователь не думал, что попал уже на другой сайт, если просто перешёл по ссылке в другой раздел сайта.

Для того, чтобы найти нужную информацию, пользователю приходится делать не более 3х кликов?

Сбалансированы ли цвета дизайна страниц?

Удовлетворит ли сайт целевую аудиторию?

Сбалансирован ли макет страницы и не перегружена ли она информацией (особенно касается главных станиц)?

Качественна ли графика и сочетается ли она с остальными составляющими страницы?

Не мешает ли графика пользователю воспринимать информацию?

Удобен ли сайт для тех людей, у которых разрешение экрана 600х800 пикселей? (Постоянная необходимость прокручивать станицу во все четыре стороны раздражает).

Ясно ли предназначение сайта?

0-5

8

Аннотация

Аннотации к разработке подробная, достаточная, составлена, согласно требованиям, указанным в Положении

0-5

Итого

40 баллов (максимально)

Критерии оценивания:

Не достигнуто (или не входило в цели) - 0 балл;

Достигнуто в малой степени - 1 балл;

Достигнуто частично - 2-3 балла;

Достигнуто почти в полной мере - 4 балла;

Достигнуто в высокой степени - 5 баллов.

Пояснения.

Содержание. Содержание - это вся информация, представленная на сайте. Информационное наполнение сайта должно привлекать внимание посетителя и отвечать тематике сайта. Кроме того, его форма должна соответствовать аудитории - Веб-материалы должны быть ясны, кратки и действенны в среде Интернет. Хорошее информационное наполнение - само по себе позиция. Оно обладает голосом, точкой зрения.

Структура и навигационные функции. Структура и навигационные функции характеризуют организацию информации на сайте и возможности перемещения между его разделами. Хорошая структура и навигация - это признаки эффективности и организованности сайта. Они позволяют пользователю сформировать мысленную модель представленной информации, определить, где находятся необходимые сведения и чего можно еще ожидать. Хорошие навигационные возможности дают возможность быстро добраться до нужного места и легко охватить содержание сайта как вглубь, так и вширь.

Дизайн. Дизайн - это характеристика внешнего вида сайта. Сайт не должен быть просто симпатичной домашней страничкой, хотя и не обязан быть ультрасовременным или суперстильным. Критерии оценки визуального оформления - высокое качество, уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт.

Функциональность. Этот критерий характеризует технологическую сторону сайта. Хорошая функциональность означает, что сайт быстро загружается, что все его ссылки "живые", а технологии применяются к месту и отвечают предполагаемой аудитории. Сайт должен быть независим от платформы и типа браузера. Возможны решения, когда в случае необходимости сайт самостоятельно обеспечивает переход на альтернативные страницы. Хорошая функциональность - это технология, которая не бросается в глаза.

Интерактивность. Интерактивность характеризует возможности, которые сайт предоставляет пользователю. Хорошая интерактивность не исчерпывается гиперссылками и всплывающими меню - сайт должен предоставлять пользователю возможности диалога. Интерактивность - это возможность двустороннего обмена информацией, как в поисковых системах, чатах, сетевых играх и пр. Благодаря интерактивным элементам пользователь должен постоянно ощущать отличие Сети от журнала или телевизора.

Общее впечатление. В конечном счете, сайт - это нечто большее, чем просто сумма составляющих его частей. Помимо информационного наполнения, структуры и навигационных возможностей, визуального оформления, функциональности и интерактивности общее впечатление учитывает и те неуловимые тонкости, которые заставляют пользователя остаться или уйти. Посещение сайта похоже на свидание: иногда искра проскакивает, иногда нет. Признаки хорошего общего впечатления - если Вы создали закладку, переслали адрес сайта приятелю или просто заинтересовались и провели на нем некоторое время.


Приложение № 4

к Положению о Городском конкурсе

дидактических материалов для тифлопедагогов,

работающих с детьми с нарушением зрения

«ИРИС – исследование, развитие,

инновации, сотрудничество»

Формы Технологической карты

1. Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________________________________________________

2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________

3. Краткая характеристика контингента[1] ___________________________________________________________________________________

4. Тема урока:_________________________________________________________________________________________________________

5. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________

6. Цель урока:_________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы, в том числе специальные

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Деятельность обучающегося с нарушением зрения (в случае инклюзивного образования)

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока:___________________________________________________________________________________________

2. Технологическая карта урока

Предмет, класс

Краткая характеристика контингента

Учитель

Тема урока,

№ урока по теме

Цель урока

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Актуальность использования специальных средств и приемов обучения

Виды используемых на уроке специальных средств и приемов обучения

Актуальность использования средств ИКТ

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Образовательные ресурсы Интернет

адреса сайтов

Организационная структура урока

Название этапа

Задачи

Длительность

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды

деятельности учащихся

Промежуточный контроль

Примечание

3. Технологическая карта с дидактической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________________________________________________

2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________

3. Краткая характеристика контингента ___________________________________________________________________________________

4. Тема урока:_________________________________________________________________________________________________________

5. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________

6. Цель урока:_________________________________________________________________________________________________________

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление нового материала

Контроль

Рефлексия

4. Технологическая карта с методической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________________________________________________

2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________

3. Краткая характеристика контингента ___________________________________________________________________________________

3. Тема урока:_________________________________________________________________________________________________________

4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________

5. Цель урока:_________________________________________________________________________________________________________

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание

Все наглядные и дидактические материалы прикладываются к разработке в отдельной папке.


Приложение № 5

к Положению о Городском конкурсе

дидактических материалов для тифлопедагогов,

работающих с детьми с нарушением зрения

«ИРИС – исследование, развитие,

инновации, сотрудничество»

Номинация 7 «Компьютерные средства обучения».

Общие требования (рекомендации) к работе

1. Соответствие содержания работы поставленным задачам:

· Соблюдение правил орфографии, пунктуации;

· Достоверность информации;

· Сжатость и краткость изложения;

· Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;

· Соответствие изображений содержанию;

· Соответствие изображений возрастным особенностям зрителей, визуальным возможностям слабовидящих;

· Качество изображения;

· Использование контрастных цветов для фона и текста;

· Использование единого стиля оформления;

· Творческий подход к созданию разработки;

· Предпочтительно горизонтальное расположение материала;

2. На одном слайде работы рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один–два для заголовков и один–два для текста. Необходимо достигнуть сочетаемости цветов.

3. Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались.

4. Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, т.к. они читаются хуже.

5. С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации, один слайд в среднем должен содержать 7–13 строк. На слайде следует располагать список не более чем из 5–6 пунктов, в каждом из которых - не более 5–6 слов. До 290 знаков с пробелами на одном слайде.

6. С точки зрения содержания, текст на слайде — это определения, выводы, формулы, перечень объектов и пр. Как правило, один слайд — одна идея.

7. Если вы используете схемы, то на одном слайде рекомендуется размещать не более одной схемы. Схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь.

8. Разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3–5 изображений для иллюстрации одной идеи). Все рисунки должны быть подписаны; подпись располагается снизу.

9. Первый слайд — это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название разработки; название организации; фамилия, имя, отчество автора; должность автора.

10. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. Можно использовать: рамки, границы, заливку, штриховку, стрелки.

11. В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.

12. Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы. Все слайды должны быть выдержаны в едином стиле. Презентация должна быть не меньше 10 и не более 30 слайдов.

13. Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для вывода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическим редактором диаграммы. Структурные диаграммы готовятся с помощью стандартных средств рисования пакета MS Office.

14. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице.

15. Все фото-материалы в разработке должны быть вставлены как объект в соответствии с возможностями программы MS Office и должны иметь формат jpeg или tiff с разрешением не менее 300 dpi.



[1] Слабовидящие, незрячие, с сочетанной патологией, обучающиеся по программе 4-1, 4-2 и др.

©СПб ГБУК ГБСС, 2017 год.