Александр Иванович Мещеряков родился 16 декабря 1923 года в деревне Гуменки Скопинского района Рязанской области. Сразу после окончания школы был мобилизован в Красную Армию, воевал до 1943 года, пока не получил тяжёлое ранение. После демобилизации поступил в Нефтяной институт им. И. М. Губкина, однако проучившись там год, понял, что по-настоящему его интересует изучение психологии.
В 1945 году А. И. Мещеряков поступил на философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1951 года учится в аспирантуре и работает младшим научным сотрудником в Институте дефектологии.
Научный руководитель Мещерякова профессор А. Р. Лурия познакомил своего молодого коллегу с работавшим в Институте дефектологии Иваном Афанасьевичем Соколянским. С 1957 года они вместе трудились над проблемами изучения и обучения слепоглухих детей. После смерти И. А. Соколянского в 1960 году А. И. Мещеряков осуществил задумку своего наставника: организовал лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей, а при ней – экспериментальную группу по обучению слепоглухих детей, которой руководил до 1974 года.
В 1963 году А. И. Мещеряков участвовал в организации Загорского детского дома для слепоглухих детей, где изначально обучалось 50 слепоглухих детей из РСФСР, впоследствии детский дом стал принимать на обучение детей со всего СССР.
В 1981 году ему вместе с И. А. Соколянским была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей.
Познакомиться с работами А. И. Мещерякова и других тифлопедагогов и тифлосурдопедагогов можно в тифлологическом отделе Библиотеки.
Отдел развития СПБ ГБУК ГБСС