Графический роман
Графический роман, графическая новелла представляет собой объёмный роман, в котором сюжет передаётся через рисунок, а текст играет вспомогательную роль. Жанр, родившийся на стыке литературы и искусства, сегодня интенсивно развивается и насчитывает в настоящее время огромное количество достойных произведений. Графический роман сегодня – это целый мир высокохудожественных и отлично продуманных произведений, многие из которых по глубине идей не уступают лауреатам престижных премий.
Различают разные стили создания графических романов.
Американский стиль. К нему, например, относятся работы знаменитого иллюстратора и режиссёра Фрэнка Миллера: «300», «Город грехов», «Росомаха», «Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря», «Бэтмен: Год первый» и т.д. В настоящее время Миллер является одним из самых известных, популярных и влиятельных авторов в мире.
«В его работах соединены традиции классического „чёрного“ детектива Хэммета и кровавая эстетика „Бешенных псов“ Тарантино, и все это – в поразительном контрасте чёрного и белого».
«Город грехов» Фрэнка Миллера
Графический роман «Город грехов» – история в стиле «нуар», знакомая многим по киноадаптации Роберта Родригеса. Син Сити – мегаполис, даже днём живущий опасной ночной жизнью, открывается с первых страниц во всей своей мрачной красоте. Это город, населённый сильными и неуправляемыми людьми, уличными хищниками и их жертвами, отчаянными копами и продажными политиками. Сильные герои, которые знают, чего хотят. Они не бросают слов на ветер, они мстят во имя справедливости и пытаются выжить.
«Город Грехов», самый известный цикл Фрэнка Миллера, насчитывает семь выпусков и впервые выходит на русском языке в полном объёме.
Кроме «американского стиля» существует стиль европейский, так называемые «рисованные полосы». Основное отличие от «американского стиля» - качество издания, содержание и уровень прорисовки. Качество прорисовки обычно намного выше, чем у графических новелл, созданных в «американском стиле». Настоящие гуру графических романов – бельгийцы и французы.
Одним из авторов европейского графического романа является Алан Мур, легенда комиксов, создатель «Константина», «Хранителей», «V-значит вендетта» и «Лиги выдающихся джентльменов».
«Лига выдающихся джентльменов» Алана Мура
«Лига выдающихся джентльменов» - третья по узнаваемости работа Алана Мура. Известности серии прибавила и вышедшая в 2003 году экранизация с Шоном Коннери в главной роли. Мур создал команду, подобную супергеройской, в которой объединил персонажей литературы конца XIX и начала XX века, от вампирши Мины Харкер (из «Дракулы» Брема Стокера) до искателя приключений Аллана Квотермейна (из романов Хаггарта).
Мисс Мюррей поручена ответственная миссия: отыскать экстраординарных личностей и объединить их в уникальную команду, которая будет служить Британской империи. В отряд вливаются капитан Немо, превращающийся в кровожадного монстра доктор Джекил и Человек-невидимка. Оформление комикса было доверено художнику Кевину О Нилу. В результате получился винтажный графический роман в ретро-стилистике, не похожий ни на что другое.
Необходимо отметить и широко распространённую практику написания и рисования так называемых автобиографических графических романов, где автор истории и главный герой – один и тот же человек или его ближайшее окружение. Чаще всего катализатором основного действия являются такие печальные события, как болезни близких или военные конфликты. Сюда же можно отнести и графическую журналистику. Примеров подобных произведений много.
«Палестина...» Джо Сакко
«Палестина: (графический репортаж)». Автор Джо Сакко – художник и журналист, обладатель многих премий в области комиксов и литературы. Именно он положил начало новому жанру– графическая журналистика, а его имя стало символом этого направления. В начале 90-х годов Джо Сакко провёл два месяца на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, путешествовал и делал заметки. Он взял более ста интервью у палестинцев и израильтян. Результатом этой поездки и стал комикс «Палестина». В нём Сакко исследует политически сложную и эмоционально тяжелую ситуацию в регионе, которая длится уже не одно десятилетие.
«Вялотекущий конфликт будут прерывать вспышки насилия, а израильтяне и палестинцы продолжат убивать друг друга с помощью террористов–смертников, штурмовых вертолетов и ударных бомбардировщиков, пока причина всего –…– не будет рассмотрена с точки зрения международного права и базовых прав человека».
(Джо Сакко, июль 2001)
В России жанр графического романа находится на этапе зарождения. Это «Рисованные истории», которые принято называть «русским стилем». Большинство авторов причисляют «рисованные истории» к европейскому жанру («рисованные полосы»). Этих романов пока немного, но ситуация постепенно меняется.
Все графические романы, представленные в статье, доступны для заказа в отделах обслуживания Библиотеки.
Надомный абонемент СПб ГБУК ГБСС