Новый выпуск «Старой пластинки» мы посвятили юбиляру, Андрею Павловичу Петрову. Прекрасный композитор, которого мы знаем по музыке к многим кинофильмам, балетам и операм, который жил и трудился в нашем городе. В сентябре месяце ему исполнилось бы 90 лет.
А начиналось все так:
- Песня о морском дьяволе на слова Соломона Фогельсона из кинофильма «Человек-амфибия».
«С якоря сниматься, по местам стоять.
Эй, на румбе, румбе, румбе так держать!
Дьяволу морскому
Свезем бочонок рому,
Ему не устоять».
Эта песня на слова Соломона Фогельсона звучала в 1961 г. изо всех окон. Фильм Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева «Человек-амфибия» стал символом эпохи «оттепели». Критики уверяли, что это «третьесортный жанр», но за три года его посмотрели более 100 миллионов зрителей. На конкурсе фильмов 1962 года, проведённом журналом «Советский экран», зрители назвали фильм среди пяти лучших, в десятку лучших актеров вошли А. Вертинская и В. Коренев, композитор Андрей Петров. Его музыка к фильму — это нечто! Завораживающая, таинственная, отчаянная, печальная до слёз, откровенная, волнующая, разрывающая душу, светлая и нежная. Какое разнообразие тем и мелодий! Это был первый фильм Андрея Петрова. Такой фильм - счастье для композитора!
- Фантазия на темы музыки из кинофильма «Человек-амфибия» в исполнении камерного хора Ленинградского института культуры им.Н.К.Крупской и оркестра Анатолия Бадхена
Кинорежиссер Эльдар Рязанов писал об Андрее Петрове: «Мне очень повезло, что у меня был такой друг. И как же мы радовались, когда выяснили однажды, что и он, и я в юности любили один и тот же фильм, который повлиял на наши судьбы. Это была картина «Большой вальс». Посмотрев ее, Андрей перестал мечтать о карьере писателя и всерьез занялся музыкой. А я, случайно поступив во ВГИК, увидел «Большой вальс», был потрясен этим фильмом и твердо решил стать режиссером. Так наши судьбы спустя годы счастливо пересеклись в кинематографе». Он всегда любил кино. И оканчивая Ленинградскую консерваторию, мечтал написать музыку к фильму.
Андрей Петров - потомственный питерский интеллигент. Его мама - Ольга Ваулина была художницей. Она окончила Академию художеств, занималась у профессора Александра Осмеркина, который в юности состоял в объединениях «Бубновый валет» и «Мир искусства». Отец, Павел Петров, - был военным хирургом и тонким ценителем живописи; дедушка, Петр Ваулин, - известный художник-керамист, который работал вместе с Васнецовым. По эскизам Петра Кузьмича Ваулина оформлены мозаичные части известных зданий, таких, как Соборная мечеть и керамическая отделка Торгового дома Гвардейского экономического сообщества на Большой Конюшенной улице (ДЛТ); Майоликовый фриз на Доме страхового общества «Россия» на Большой Морской, 35; керамические фризы Третьяковской Галереи по эскизам Васнецова.
Детство композитора прошло в одной из комнат большой квартиры на 4-й линии Васильевского острова, принадлежавшей некогда его деду, Петру Ваулину. В 1936 году Ваулин был арестован и сослан в Куйбышев. Перед началом войны ему было разрешено переехать в город Ворошиловград (ныне - Луганск) к сыну В.П.Ваулину. Во время войны, обвиненный в пособничестве фашистам он был брошен в тюрьму, в которой и умер в 1943 году. После окончания войны он был полностью реабилитирован. Волею судеб в его квартире, превратившейся в коммуналку, оказалось человек двадцать родственников - большая и дружная семья, где все трогательно заботились друг о друге. Мальчика с детства окружали картины известных художников и его деда, старинная мебель, пианино.
Будущий композитор начал занятия скрипкой во Дворце пионеров до войны, играя "хоть и на последнем пульте, но зато - первых скрипок". В детстве он писал рассказы о войне и о шпионах, посылал их в "Комсомольскую правду". И однажды получил короткий ответ: рекомендовали писать о том, что знает. К примеру, о школе, о пионерском отряде... На этом закончилась литературная переписка.
«Всерьез музыкой я стал заниматься довольно поздно, практически с 15 лет, и это сказалось на моем исполнительском мастерстве, – воспоминал композитор. - Я до сих пор играю на рояле плохо, а если играю, то только в сопровождении оркестра, чтобы он меня как-нибудь прикрывал».
На прослушивании заглавной мелодии к лирической комедии «Берегись автомобиля» автор не мог спеть и нескольких нот своей музыки. Удивленный режиссер попросил композитора наиграть мелодию из фильма «Я шагаю по Москве». Когда Андрей Петров так же плохо сыграл ее, он успокоился, поняв, почему это происходит. В воображении Петрова звучал целый оркестр, его музыка - живая и искренняя, "расцветала" в инструментальном исполнении.
- Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля».
- Я шагаю по Москве», исполняет Никита Михалков.
После «Человека-амфибии» началась работа с Георгием Данелией : «Путь к причалу» и «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон». Данелия всегда точно представлял себе, какой должна быть музыка. В фильме «Я шагаю по Москве» бывало по 15 вариантов мелодий.
- Песня о друге из кинофильма "«Путь к причалу» исполняет О.Анофриев.
Самый долгим и плодотворным был «роман» с Эльдаром Рязановым - 13 фильмов. "О бедном гусаре замолвите слово", "Жестокий романс", "Гараж", "Служебный роман", "Вокзал для двоих", "Забытая мелодия для флейты", "Небеса обетованные". Самая последняя работа композитора в кино - "Старые клячи". Посмотрев фильм, народ еще долго напевает, насвистывает, "мурлычет" музыку, ставшую уже почти народной. Вальс из фильма "Берегись автомобиля" какие только оркестры не играют: симфонические, эстрадные, духовые, народные.
- Музыка из к/ф «Служебный роман» - Утро.
Романсы из к/ф «Жестокий романс»:
- «А напоследок я скажу» исполняет Рада Рай.
- «Мохнатый шмель» исполняет Никита Михалков.
Петров сумел увлечь пением известных актеров, в том числе тех, кто никогда раньше не решался этого делать в кино. Так появились песни в проникновенном исполнении Алисы Фрейндлих в фильме «Служебный роман». Песни Андрея Петрова в фильмах исполняют Никита Михалков, Валентин Гафт, Олег Басилашвили.
- Песня из кинофильма «Служебный роман» «В моей душе покоя нет» исполняет Алиса Фрейндлих.
Впервые услышав музыку к балетам Сергея Прокофьева, Мориса Равеля, Игоря Стравинского, молодой Андрей Петров увлекся музыкальным театром. Эти сочинения поразили его даже больше, чем музыка симфоническая. Вершиной балетного творчества Андрея Павловича стал балет «Сотворение мира». Идею создать балет на тему рисунков Жана Эффеля композитору подарили хореографы Наталия Касаткина и Владимир Василёв. Рисунки подсказали автору современное, немного ироническое толкование библейской легенды.
- Адажио из балета «Сотворение мира».
Жена Андрея Павловича - музыкальный журналист, много лет проработала на телевидении. Дочь Оля - композитор. Вместе с ней написаны музыка к телесериалу "Петербургские тайны" и мюзикл "Капитанская дочка" для бродвейской труппы. Внук Петр окончил консерваторию, играет в Академическом симфоническом оркестре филармонии. Он контрабасист. В составе оркестра выступал с гастролями во многих странах Европы и Азии. Внучка Манана - актриса мюзиклов "Чикаго", "Бал вампиров", "Русалочка", "Джекилл и Хайд", "Поющие под дождём", "Безымянная звезда", "Джульетта и Ромео", "Демон Онегина", "Девчонка на миллион", "Стиляги". Дважды лауреат театральной премии "Золотая маска".
- Музыка из кинофильма «Петербургские тайны».
Андрей Петров часто шутил, что в его честь ничего в городе не придется переименовывать. Жил он на Петровской набережной напротив домика Петра I, которому посвятил оперу. И даже кабинетный рояль Petroff был его однофамильцем.
На доме N 17 по 4-й линии Васильевского острова установлена мемориальная доска. Здесь, на пятом этаже в огромной коммуналке, с момента рождения до 1954 года жил Андрей Павлович Петров. Покрывало сняли под знаменитую музыку из кинофильма «Укрощение огня" губернатор Валентина Матвиенко и вдова композитора Наталья Петрова.
- Увертюра к кинофильму «Укрощение огня».
Именем Андрея Петрова была названа открытая в 1994 году малая планета. На Каменноостровском проспекте, между домами 26 - 28 и 32 разбит сад имени Андрея Петрова. Когда-то этот участок, предназначенный под застройку, был озеленен силами горожан. Андрей Павлович посадил тогда в сквере рябину. По инициативе «Зеленой Волны» в мае 2006 года дерево обнесли оградой в виде нотного стана с фрагментом партитуры песни «Голубые города», создав своеобразный памятный знак композитору. 29 января 2007 года скверу присвоено имя Андрея Петрова. В 2008 сквер был реконструирован и благоустроен при участии вдовы композитора, Наталии Ефимовны. Здесь разместились фонтан и скульптурная композиция "Первая скрипка" - восемь скульптур, символизирующих миссию композитора. Автор архитектурной концепции Александр Трумм.
- «Голубые города» исполняет Эдуард Хиль.
Всероссийский конкурс композиторов имени Андрея Петрова проводят ежегодно осенью. Председатель жюри – Андрей Эшпай.
За творчество и талант неоднократно награждали Андрея Петрова.
Правительство Санкт-Петербурга выпустило постановление, которым учредила стипендию Андрея Петрова. Ее получают студенты высших и средних профессиональных образовательных учреждений, где готовят специалистов в области музыки. Ему было присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».
- Музыка из кинофильма «Осенний марафон».