Чюрлёнис М.К. – композитор и художник

В нашем музыкальном фонде есть одна пластинка, которая мало известна нашим читателям.

Это музыка Микалоюса Чюрлёниса. Об этом композиторе и художнике мы сегодня и поговорим.

Просмотреть презентацию «Микалоюс Чюрлёнис: художник и музыкант»

Введение:

Чюрлёнис М.К. композитор, родоначальник профессиональной национальной литовской музыки, а также художник, который покорил мир своими фантастическими картинами, заставляя зрителя думать. В них нет поверхностного, плоского, беспроблемного изображения действительности. Когда смотришь на картины ощущаешь себя в ином пространстве.

Биография:

Чюрлёнис Микалоюс Константинас родился в 1875 г. в южной Литве, в Варене, и вырос в живописнейшей местности – Друскининкай, где в настоящее время находится мемориальный музей. Его отец, сын вольного литовского крестьянина, был органистом в церкви. Мать была немецкого происхождения, из переселенцев, занималась детьми, среди которых Микалоюс был старшим. В семье говорили на польском. Чюрлёнис на протяжении всей своей жизни все свои литературные произведения, письма, дневники писал на польском языке и только женившись на Софии Камантайте, писательнице, поэтессе стал изучать литовский язык.

Первым учителем Чюрлениса был его отец, органист.

В 1889-93 гг. Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге; в 1894-99 гг. учился композиции в Варшавском музыкальном институте.
В 1901-02 - совершенствовался в Лейпцигской консерватории у К. Рейнеке. Человек разносторонних интересов. Чюрленис жадно впитывал все музыкальные впечатления, увлеченно изучал историю искусств, психологию, философию, астрологию, физику, математику, геологию, палеонтологию и др. В его студенческих тетрадях - причудливое переплетение набросков музыкальных сочинений и математических формул, рисунков среза земной коры и стихов.

Его кантаты, фуги и особенно небольшие пьесы для рояля имеют успех. В 25 лет он напишет симфоническую поэму «В лесу», посвятил ее своему другу В. Моравскому. C этим произведением участвовал в конкурсе, где был отмечен жюри специальной похвалой. Симфоническая поэма «В лесу» и по сей день считающуюся наивысшим достижением литовского музыкального искусства.

Прослушать композицию «В лесу»

М.К. Чюрленис создал Полонез для духового оркестра. В музыкальном сборнике «Меломан» (№ VIII) впервые издано его произведение – Ноктюрн фа-диез минор.

Прослушать Noktiurnas VL 187

В Лейпцигской консерватории М.К. Чюрленис изучал композицию в классе проф. К. Рейнеке, а контрапункт – у С. Ядассона. В качестве вольного слушателя посещал университетские лекции эстетики, истории и психологии. В Гевандхаузе и в Лейпцигском театре слушал любимые произведения Г.Ф. Генделя, П. Чайковского, Р.Вагнера, Ф. Листа. В библиотеке издательсства Ц.Ф. Петерса самостоятельно изучал принципы инструментовки Г. Берлиоза, Р. Штрауса. В этот период создал симфоническую увертюру «Кястутис», четырехчастный «Струнный квартет», каноны, фуги, среди которых «Sanctus» и «Kyrie» для смешанного хора. Во время каникул рисовал.

Прослушать фугу «Kyrie eleison» VL 19 (Господи помилуй)

По окончании консерватории несколько лет Чюрленис жил в Варшаве (1902-06), и здесь начались все более и более увлекавшие его занятия живописью. В 1904 году поступил в художественную школу под руководством К.Стабровского. Он отвергает предложения – стать ректором Люблинской консерватории или профессором консерватории в Варшаве.

Прослушать четырехчастный «Струнный квартет» (c-moll VL83 Menuetto; Andante; Allegro moderato)

Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве, а с 1907 г. в Вильнюсе Чюрленис стал одним из учредителей литовского художественного общества и музыкальной секции при нем, руководил хором Канклес, организовывал литовские художественные выставки, музыкальные конкурсы, занимался музыкально-издательскими делами, упорядочением литовской музыкальной терминологии, участвовал в работе фольклорной комиссии, вел концертную деятельность хорового дирижера и пианиста. Он лелеял мысли о создании литовской музыкальной школе и музыкальной библиотеке, мечтал о Национальном дворце в Вильнюсе. Мечтал он и о путешествиях в дальние страны. Чюрленис побывал на Кавказе, в 1906 - посетил Прагу, Вену, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен.

В Петербурге, где с 1906 г. его картины неоднократно экспонировались на выставках, Чюрленис надеялся найти постоянный источник заработка, однако первая поездка не была успешной.

С октября 1908 г. по 1909 г. Чюрленис жил в Петербурге. В Литовском обществе раз в неделю устраивались вечера, встречи, на которых свои произведения играл и Чюрленис. В Петербурге ему пришла идея при Литовском художественном обществе учредить Музыкальную секцию, которая бы заботилась о литовских композиторах и музыкантах, организовывала конкурсы и концерты. Правление общества идею поддержало. М. К. Чюрленис не забыл и о хоре «Вильняус канклес», которому высылал гармонизированные народные песни. В то время в Варшаве был издан сборник гармонизированных народных песен «Веверселис».

Прослушать песню «Oi giria, giria» (Ой, лес, лес)

По присланному Софией Камантайте либретто М.К. Чюрленис сочинял музыку к опере «Юрате», писал эскизы ее декораций и занавеса.

Прослушать фрагмент из оперы «Jura» VL 317

Он посетил Литовское общество художника М. Добужинского, который представил его русским художникам и сразу был ими принят в Союз русских художников. Теперь интерес был взаимным, вызывая восхищение А. Скрябина и художников общества "Мира искусства". Романтическая символика Чюрлениса, космический культ стихий - моря, солнца, мотивы восхождения к сияющим вершинам за парящей птицей Счастья - все это перекликается с образами-символами А. Скрябина, Л. Андреева, М. Горького, А. Блока. Сближает их и характерное для эпохи стремление к синтезу искусств. В творчестве Чюрлениса часто возникает одновременно поэтическое, живописное и музыкальное воплощение замысла.

В 1907 г. он завершает симфоническую поэму "Море", а вслед за нею пишет фортепианный цикл "Море" и живописный триптих "Соната моря" (1908). Наряду с фортепианными сонатами и фугами существуют картины "Соната звезд", "Соната весны", "Соната солнца", "Фуга"; поэтический цикл "Соната осени".

Прослушать симфоническую поэму «Море»

30 мая 1908 года в Вильнюсе впервые была исполнена кантата М.К. Чюрлениса «De Profundis». Дирижировал автор.
Лето с невестой Софией Кимантайте отдыхал в Паланге. Будущие супруги навещали дядю Софии, декана Винцаса Ярулайтиса в Плунге, ее родителей в Куляй и Каркленай, после вместе поехали в Друскининкай. Здесь Чюрленис написал шестую сонату – сонату «Звезд».

В Шатейкяй, в небольшом городке неподалеку от Плунге, 1 января 1909 г. (по новому календарю – 14 января) Микалоюс Константинас Чюрленис вступил в брак с Софией Кимантайте. После бракосочетания молодожены уехали в Петербург.

Картины Чюрлениса экспонировались в Петербурге на выставке «Салон», на первой весенней выставке Вильнюсского художественного общества. На шестой выставке Союза русских художников выставлены три работы, среди которых и в Петербурге написанный «Rex». Несколько работ посланы на тринадцатую выставку содружества любителей искусства «Штука», проходившую в Кракове.

Его фортепианные произведения исполнялись в Петербурге в концерте «Вечера современной музыки» 28 января 1909 г. (по новому календарю – 10 февраля). В феврале произведения М.К. Чюрлениса звучали в концерте, организованном выставкой «Салон», вместе с музыкой А. Скрябина, Н. Метнера, И. Стравинского, С. Рахманинова. В конце марта Чюрленисы возвратились в Литву.

Ноябрь – декабрь 1909 г. Чюрленис, взяв с собой картины, написанные несколько ранее, опять уехал в Петербург. Здесь ему было предложено руководить хором Петербургского литовского общества. Вместе с К. Бугой, А. Волдемаром, Ч. Саснаускасом, Ю. Таллат-Кялпшой работали над литовским словарем музыкальной терминологии «Терминология нашей музыки».

В конце декабря 1909 г. напряженная творческая работа и постоянный недостаток сломили здоровье Чюрлениса. Невропатолог и психиатр В. Бехтерев констатировал большое переутомление. По совету профессора София с заболевшим супругом вернулась в Друскининкай.
Чюрленис был помещен в санатории «Червонный двор» в Пустельнике, недалеко от Варшавы.

30 мая 1910 г. (по новому календарю – 12 июня) родилась дочь Дануте.
В это время его работы экспонировались на седьмой выставке Союза русских художников в Петербурге. Девять картин – на четвертой литовской художественной выставке в Вильнюсе. Двадцать восемь работ художника представлены на Литовской художественной выставке в Риге, несколько работ – на выставке Союза русских художников в Киеве. Семь картин М.К. Чюрлениса экспонировались в Париже на выставке Союза русских художников. В Вильнюсе издана книга С. Чюрленене «В Литве». М.К. Чюрленис избран членом Петербургского общества «Мир искусствa». Картины Чюрлениса экспонировались на выставках общества «Мир искусства» в Петербурге и Москве, четыре работы – в художественной выставке в Минске.
Здоровье художника улучшилось, ему разрешили немного рисовать, играть на фортепиано, но в конце марта во время прогулки Чюрленис простудился и заболел воспалением легких.

28 марта 1911 г. (по новому календарю – 10 апреля) М.К. Чюрленис умер в санатории «Червонный двор», в Пустельнике. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Расу.

М.К.Чюрлёнис - композитор

Все музыкальное творчество Чюрлениса принято разделять на ранний (1896-1903) и поздний (1904-1910) периоды. Ранний период связан с обучением в Варшаве (1894-1899) и Лейпциге (1901-1902). Это время становления стиля композитора, период овладения композиционной техникой. Произведения того времени ярко отражают восхищение Шопеном (не только стилистикой, но и жанрами – вальсами, мазурками, полонезами), однако часть произведений свидетельствует об очевидной склонности композитора к полифоническому мышлению, о стремлении найти новые композиционные и инструментальные возможности.

В позднем периоде, который еще называется зрелым, Чюрленис решительно обращается к музыкальному модернизму. Его интересуют короткие серии звуков, на основе которых формируется все произведение. Самостоятельность голосов стирает границы между гомофонной и полифонической музыкой, а метод и техника музыкальной композиции, многократное повторение (остинатное) баса или верхнего голоса создает визуальное впечатление стабильности, взаимосвязанными с его работами живописи. Графический контур мелодий, расположение партий и фактуры инструментов отображают очевидное стремление Чюрлениса найти новые пути к синтезированию искусств.

Сегодня, к сожалению, нельзя точно утверждать, сколько именно музыки было сочинено Чюрленисом, так как значительная часть рукописей не сохранилась – предположительно сгорела во время войны или же пропала в водовороте исторических событий. То, что сохранилось – по большей части эскизы, черновики, фрагменты музыкальных идей. Такой характер архива обусловил то, что произведения Чюрлениса были полностью опубликованы лишь спустя сто лет после смерти композитора. И все же сегодня насчитывается от 350 до почти 400 музыкальных произведений. Основная часть сохранившегося музыкального наследия – это произведения для фортепиано, а также весьма значимые опусы для симфонического оркестра (симфонические поэмы «В лесу», «Море», увертюра, кантата для хора и оркестра), струнного квартета, произведения для хора (оригинальные композиции и гармонизированные литовские народные песни), сочинения для органа.

Прослушать Фугу c-moll VL 219

В свое время было много сказано и написано о том, что Чюрлёнис картинами хотел выразить музыку, что красками он стремился передать музыкальные звуки. И потому будто бы его художественные произведения часто носят музыкальные названия – фуга, прелюдия, соната. Его музыка живописна, а картины музыкальны.

Прослушать песню “Prapuoliau moeiute» (Я пропал, дорогая мама)