Эдвард Григ. К 180-летию норвежского композитора

Портрет Эдварда Грига

…Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины
и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа,
пытался создать национальное искусство.

Эдвард Григ (1843-1907)

Творческий путь Грига совпал с периодом расцвета норвежской культуры и становления национальной композиторской школы. Он оказал влияние не только на композиторов скандинавских стран, но и на европейскую музыку в целом.

Эдвард Хагеруп Григ родился в городе Берген 15 июня 1843 года, в семье британского вице-консула Александра Грига и пианистки Гесины Хагеруп. Его мать обладала выдающимися музыкальными способностями, окончила консерваторию в Гамбурге и способствовала музыкальному развитию своих пятерых детей.

В 4 года Эдвард впервые сел за пианино. Тогда никто не предполагал, что музыка станет судьбой мальчика. Позднее композитор говорил, что уже в детстве его занимала красота созвучий и гармоний. Одним из первых опытов музыкального сочинительства стали «Вариации на немецкую тему для фортепьяно». К сожалению, они не сохранились. В 12 лет Григ создал «В гостях у кобольдов» – первое из ныне известных и исполняемых своих произведений.

Когда Эдварду было 15 лет, в гости к родителям заглянул знаменитый норвежский скрипач Уле Булл, прозванный «Паганини Севера». Он первым заметил у мальчика незаурядные музыкальные способности и убедил родителей отправить его в Лейпциг, в консерваторию. В этом немецком городе норвежец учился с 1858 по 1862 год. За пять лет Эдвард посетил множество концертов, на которых наслаждался произведениями великих музыкантов – Вагнера, Моцарта, Бетховена. Консерваторию Григ окончил с великолепными оценками и восторженными рекомендациями. В 1862 году в шведском городе Карлсхамн состоялся его дебютный концерт.

1. Ариетта. Лирическая пьеса

В 1863 году Эдвард перебрался в Копенгаген, где в то время располагался центр музыкальной и культурной жизни Скандинавии. Датская столица сильно повлияла на творчество Грига: он познакомился со многими деятелями культуры, углубился в историю скандинавских народов и начал формировать собственный, неповторимый стиль. В частности, подружился с молодым композитором Рикардом Нурдроком, написавшим музыку для национального гимна Норвегии. Благодаря этой дружбе Эдвард решил отдать все силы развитию норвежкой музыки. Рано умершему Нурдроку он посвятил «Юморески» для фортепьяно (op. 6), в которых едва ли не впервые проявился свежий, своеобразный колорит его музыки.

2. Юмореска для фортепьяно

В Копенгагене Эдвард Григ встретил и главную женщину своей жизни – Нину Хагеруп, свою двоюродную сестру. В 1867 году они поженились. Это был не просто брак, а еще и творческий тандем: Нина исполняла песни и пьесы на музыку Грига. По наблюдениям современников, не существовало другого исполнителя, который бы настолько точно попадал в настроение его сочинений.
Обосновавшись в Кристиании (Осло), Нина и Эдвард путешествовали по Европе, давая концерты. Иногда композитор дирижировал и давал уроки игры на фортепиано.

В 1868 году в молодой семье родилась дочь. В честь отца Эдвард назвал ее Александрой. Но счастье оказалось недолгим – в годовалом возрасте девочка умерла. Это событие стало серьезным испытанием для супругов.

В норвежской столице Григ возглавил Филармоническое общество, выступал в качестве пианиста и много сочинял. Здесь появились вокальные и фортепианные миниатюры, вторая скрипичная соната (op. 13) и знаменитый фортепианный концерт (op. 16), принадлежащий к числу лучших и самых популярных музыкальных произведений XIX века.

3. Аллегро. Концерт для фортепьяно ля минор. Op 16

4. Финал. Концерт для фортепиано с оркестром. Op 16

На протяжении всей жизни Григ запечатлевал в фортепианных миниатюрах, как в дневнике, личные переживания. Он причислял себя к школе Шумана и, подобно ему, стал рассказчиком-новеллистом.
Великий норвежец создал около 150 фортепианных пьес, из них 70 собраны в десяти «Лирических тетрадях».

5. Листок из альбома. Лирическая пьеса.

6. Мелодия. Лирическая пьеса

Другая сфера музыкальных образов связана с народной песенностью и танцевальностью. В своей музыке Григ отразил задор стремительного парного «прыжкового танца» спри́нгара, энергичный дух мужского сольного ха́ллинга (танец «молодечества») и торжественность танца-шествия га́нгара, без которого не обходится ни одна деревенская свадьба в Норвегии.

7. Халлинг. Норвежский танец.

На основе характерных для народных танцев ритмов и интонаций Эдвард Григ создал музыкальные сценки из народной жизни (пьеса «Свадебный день в Трольхаугене», ор. 19). Причудливые образы норвежских сказаний – гномы, тролли и т.п. – нашли оригинальное воплощение в фортепианных пьесах «Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Кобольд» и других.

8. Шествие гномов

9. В пещере горного короля

В 1872 году сюита Грига «Сигурд Крестоносец» получила широкое признание, и власти назначили ему пожизненное содержание. Однако слава не радовала Грига – он мечтал о спокойной размеренной жизни и вскоре вернулся в родной Берген.

10. Сигурд Крестоносец

В 1874 году Генрик Ибсен, один из талантливейших писателей Норвегии, предложил Григу написать музыку к своей драматической поэме «Пер Гюнт». Григ увлекся этой работой и создал одноименную оперу, постановка которой прошла с огромным успехом.
В этом произведении Эдвард Григ музыкальными средствами раскрыл возвышенный лиризм главного образа – преданно любящей Сольвейг, которая долгие годы ждет Пера Гюнта, фантазера и мечтателя, не нашедшего себя в жизни. После многолетних скитаний по чужим странам, растратив душевные силы, он стариком возвращается к Сольвейг. Драматург посвятил этому женскому образу самые поэтичные страницы пьесы, а композитор с огромным художественным чутьем передал его суть – душевную чистоту и силу духа.
Песня Сольвейг соткана из характерных лирических интонаций норвежской песенности. Чудесный наигрыш фортепианного вступления близок задумчивым переливам рожка и создает образ одинокой лесной хижины в горах, где Сольвейг терпеливо ждет своего Пера.

11. Пер Гюнт. Утро

Главная мелодия песни Сольвейг скромна и вместе с тем величава. Легкий, нежный, танцевальный припев передает сохранившийся в душе героини свет юности.

12. Пер Гюнт. Песня Сольвейг

Своей музыкой Григ приблизил пьесу Ибсена к народнопоэтическому стилю. Слова композитора о том, что данное литературное произведение «столь же национально, сколь гениально и глубоко», в полной мере относятся и к его собственной музыке.
Национальное начало композитора ярко проявилось и в прекрасных сочинениях вокальной лирики:
Григ создал 125 песен и романсов. Это увлечение связано с расцветом скандинавской поэзии, творчеством Ибсена, Бьернсона и Андерсена. Он обращается главным образом к поэтам Дании и Норвегии.
В вокальной музыке Грига великолепно представлены картины природы и образы лесной романтики. Тематика песен богата, при этом музыка сохраняет единый настрой: сердечность и непосредственность эмоционального выражения.
Одна из песен создана на стихи норвежского поэта Осмунна Винье:

13. Песня «Последняя весна»

В 1889 году Григ предпринял очень смелый шаг по выдвижению Норвегии на мировой музыкальный Олимп – организовал первый фестиваль народной музыки в родном Бергене и пригласил на него знаменитый оркестр из Голландии. Мероприятие посетили многие знаменитые музыкальные деятели того времени. Благодаря ему мир узнал о существовании небольшого норвежского городка, талантливых скандинавских композиторов и исполнителей, а скандинавская музыка заняла достойное место.

В последние годы жизни Эдварда Грига его музыка приобрела мировую известность. Произведения самобытного норвежца печатали крупные издательства, исполняли на эстраде и домашних концертах. Композитора избрали членом Шведской, Французской и Лейденской (Голландия) академий, он стал доктором Оксфордского университета.

Умер Григ 4 сентября 1907 года от болезни легких. Его музыка, тепло и душевно рассказывающая о сказочной северной стране, легко узнаваема и неповторима, близка и понятна всем.

Интересные факты об Эдварде Григе:

  • Живя в Копенгагене, Григ познакомился и подружился с Гансом Христианом Андерсеном. Композитор написал музыку на несколько его стихотворений.
  • Григ восхищался творчеством Ференца Листа. Однажды два композитора встретились. Норвежец тогда переживал трудный период. Лист посетил его концерт, а после подошел и пожелал коллеге не останавливаться на достигнутом, ничего не бояться. Григ расценил эти слова как благословение.
  • Любимым домом Грига стало поместье под Бергеном, которое он называл Тролльхаугеном (Холмом троллей).
  • Григ принял живое участие в открытии Музыкальной академии Кристиании в 1867 году.
  • По информации биографов, в 1893 году композитору присвоили звание доктора Кембриджского университета.
  • У Грига был талисман – глиняная статуэтка лягушки. Он всегда брал ее с собой на концерты и перед выходом на сцену тер ей спину.
  • В 1887 году Эдвард и Нина Григ познакомились с Чайковским. Завязалась переписка. Несколько лет, до смерти Петра Ильича в 1893 году, Григ делился со своим русским коллегой творческими планами и личными переживаниями.
  • Король Норвегии был почитателем таланта Грига и распорядился вручить ему орден. А Эдвард не придумал ничего лучше, как положить награду в задний карман фрака. Королю передали, что композитор обошелся с его знаком внимания непотребным образом, и монарх обиделся.
  • Эдвард и Нина Григ похоронены рядом. Несмотря на трудности семейной жизни, они были друг для друга самыми близкими людьми.

Источники:

1. Алексеева Л., Григорьев В. Страницы зарубежной музыки XIX века. – М.: Знание, 1983.

2. Асафьев Б. Григ. – 4-е изд. – Л.: Музыка, 1986.

3. https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/edvard-grig