За свою жизнь Иоганнес Брамс написал около 80 произведений. Его музыку можно назвать самобытной и самостоятельной, гениальной практически во всех жанрах, кроме оперы. У Брамса был собственный стиль, оригинальность созданных им произведений не позволяет их перепутать ни с какими другими. Новый выпуск «Старой пластинки» посвящен этому замечательному композитору.
И. Брамс родился 7 мая 1833 года в одном из самых бедных кварталов Гамбурга, в семье музыканта Иоганна Якоба Брамса и экономки доходного дома Кристианы Ниссен. Они жили в маленькой квартире, состоявшей из комнаты и кухни. Мать подрабатывала пошивом одежды. Отец стал профессиональным музыкантом по классу струнных и духовых инструментов вопреки воле родителей. Конечно, он сам дал первые уроки музыки маленькому сыну.
Радуясь музыкальному дару, рано проявившемуся у Иоганнеса, отец представил его своему другу, пианисту Отто Фридриху Косселю, когда мальчику исполнилось всего 7 лет. Обучая Иоганнеса игре на фортепиано, Коссель привил ему стремление познавать сущность музыки. Коссель познакомил юного Иоганнеса с лучшим учителем музыки в Гамбурге – Эдуардом Марксеном. Услышав талантливую игру мальчика, он согласился учить его бесплатно. Новый учитель занимался с юным Брамсом по классу фортепиано и был единственным, кто поддержал его склонность к сочинительству. Марксен понимал, что перед ним ребенок с редким дарованием. Позднее, после смерти великого Мендельсона, он сказал, что один мастер ушел, а другой пришел ему на смену, и это Брамс.
Днем Иоганнес занимался с Марксеном, а по вечерам зарабатывал на кусок хлеба, играя в барах и тавернах. Летом 1847 года 14-летний Брамс стал давать уроки игры на фортепьяно и познакомился с дочерью Адольфа Гизманна – Лизхен. С нее началась череда романтических увлечений композитора.
Особая манера держаться выделяла Брамса среди сверстников. Увлечение философией и литературой делало его еще более одиноким в кругу гамбургских знакомых. В последующие годы он познакомился со многими выдающимися личностями музыкального мира того времени. Среди них – венгерский скрипач Эдуард Ременьи, скрипач и личный концертмейстер короля Ганновера Иоахим, Ференц Лист и, наконец, Роберт Шуман. Эти люди один за другим появились в жизни Иоганнеса в течение года, и каждый сыграл важную роль в его становлении как композитора.
Ременьи познакомил Брамса с цыганской народной музыкой в стиле чардаша. Ее мотивы легли в основу самых популярных произведений композитора, в том числе «Венгерских танцев».
- «Венгерские танцы»:
- Танец 1:
-
- Танец 5:
Иоахим был близким другом Брамса до конца жизни. Именно по его рекомендации Иоганнес в 1853 году побывал в Дюссельдорфе и стал желанным гостем в доме Роберта и Клары Шуман, потрясенных его музыкальным талантом и человеческими качествами. Две недели общения с творческой четой явились поворотным моментом в биографии молодого композитора.
Клара Шуман заняла особое место в жизни Брамса, который через всю жизнь пронес светлые чувства к этой женщине. Мать шестерых детей, она была старше Иоганнеса на 14 лет, но это не помешало ему влюбиться. Брамс восхищался Робертом и обожал детей, поэтому о романе не могло быть и речи. Вихрь чувств и колебания между страстью к замужней даме и уважением к ее мужу вылились в музыку на слова старинной шотландской баллады «Эдвард». Пройдя множество испытаний, любовь Иоганнеса и Клары осталась платонической.
Роберт Шуман всячески поддерживал Брамса, популяризируя его творчество в высших музыкальных кругах. Он даже опубликовал в газете статью «Дорогу молодым», где написал о даровании Брамса исключительно в превосходной степени.
Откровенная похвала испугала молодого музыканта, опасавшегося, что он не соответствует той высокой оценке, которую ему дал знаменитый музыкант. Брамс временно перестал исполнять свои произведения и выступал только как исполнитель. К 1852 году он и на этом поприще завоевал любовь и уважение почитателей музыки.
Шуман отправил молодого композитора с рекомендательным письмом к издателям в Лейпциг, где тот исполнил две сонаты. Одну из них он посвятил Кларе Шуман, вторую – Иоахиму. А о своем покровителе на титульных листах не написал ни слова. Сочинения под собственным именем Брамс впервые выпустил тоже в Лейпциге, в 1853 году, заключив контракт на две фортепианные сонаты и песни с фирмой Breitkopf & Härtel (Брейткопф и Хартель).
В этот период композитор создал произведения, которые принесли ему всемирную славу: завершил серию «Венгерских танцев», издал сборник вальсов для вокального квартета и фортепиано. Кроме того, Брамс продолжал работать над незаконченными сочинениями.
- «Колыбельная» 1:
- «Колыбельная» 2:
Через несколько месяцев Иоганнес вернулся в Гамбург, где помогал родителям и расширял круг знакомых в доме Иоахима. Здесь он познакомился с Хансом фон Бюлов – известным пианистом и дирижером того времени. 1 марта 1854 года тот публично исполнил сочинение Брамса.
В июле 1856 года умер Роберт Шуман, долгое время страдавший от психического расстройства. Глубокое переживание потери привело к необходимости высказаться в музыке: Брамс начал работать над «Немецким реквиемом». То, как композитор в этот непростой для Клары Шуман период опекал ее и по-отцовски заботился о детях, было высшим проявлением любви, на которую способен только человек с благородной душой. Иоганнес писал ей: «Мне всегда хочется говорить Вам только о любви. Каждое слово, которое я Вам пишу, и которое не говорит о любви, заставляет меня раскаиваться. Вы научили меня и продолжаете ежедневно учить восхищаться и узнавать, что такое любовь, привязанность и преданность. Мне всегда хочется писать Вам как можно более трогательно о том, как искренне Вас люблю. Я могу только просить Вас поверить мне на слово…». Чтобы утешить Клару, Брамс создал для нее «Вариации на тему Шумана».
- Фрагмент из «Вариаций на тему Шумана»:
Первую высокую должность Брамс получил в 1857 году – его пригласили в Детмольдское королевство преподавать принцессе Фредерике игру на фортепиано, руководить придворным хором и выступать с концертами в качестве пианиста. Находясь при дворе, композитор отдыхал душой после тревожных лет в Дюссельдорфе.
- Отрывок из серенады № 1:
Лето 1858 года по приглашению друзей маэстро провел в Гёттингене. Там он встретил очаровательную обладательницу редкого сопрано Агату фон Гибольд. Влюбившись, Брамс с удовольствием писал для нее музыку. Все были уверены в скором браке, но помолвку расторгли. После этого Иоганнес писал Агате: «Я люблю Вас! Я должен увидеть Вас снова, но я неспособен носить оковы. Пожалуйста, напишите мне… могу ли я… приехать снова, чтобы заключить Вас в своих объятиях, поцеловать и сказать, что люблю Вас». Больше они никогда не виделись. Брамс чувствовал себя раздавленным и в таком состоянии написал знаменитый «Струнный секстет “соль минор”». Все остальные увлечения прекрасным полом оказались мимолетны и ничего не значили. Однажды композитор признался, что Агата была его последней любовью.
Брамс хотел получить хорошее место в Гамбурге, чтобы жить и работать в родном городе, но ему ничего не предлагали. Поэтому в 1862 году он решил отправиться в Вену, надеясь своими успехами в музыкальной столице мира произвести впечатление на гамбургскую общественность и завоевать ее благосклонность. В Вене его ждало всеобщее признание, однако мечта о Гамбурге так и осталась мечтой.
Позднее Брамс осознал, что не создан для долгой рутинной работы на должности, которая мешает творчеству. Действительно, дольше трех лет он нигде не задерживался, будь то место руководителя Хоровой капеллы или главы Общества любителей музыки.
В 1864 году в Вене Брамс преподавал музыку баронессе Элизабет фон Штокхаузен. Красивая и одаренная девушка в очередной раз пробудила страсть в композиторе, но и эти отношения закончились ничем.
В 1865 году пришла весть о смерти матери, которую Брамс очень тяжело переживал. Как истинно творческая натура, он каждое эмоциональное потрясение переводил на язык нот. Новая утрата подтолкнула его к завершению «Немецкого реквиема», ставшего уникальным явлением в классической европейской музыке. На Пасху 1868 года композитор впервые исполнил это произведение на публике – в главном соборе Бремена. Успех был ошеломительным.
- «Немецкий реквием»:
В 1871 году Брамс снял квартиру в Вене, ставшую для него относительно постоянным местом жительства. Следует признать, что, из-за усиливавшегося с годами эгоизма Брамс обладал редким талантом отталкивать от себя людей. В последние годы жизни он испортил отношения со многими новыми знакомыми и отдалился от старых. Даже самый близкий человек, Иоахим, порвал было с ним: Брамс вступился за жену друга, которую тот подозревал в измене, что оскорбило ревнивого супруга.
Лето композитор любил проводить в курортных городах, находя там не только целебный воздух, но и вдохновение для новых произведений. Зимой же он давал концерты в Вене как исполнитель и дирижер.
В возрасте 50 лет Брамс встретил Гермину Шпитц. Она обладала красивейшим сопрано и впоследствии стала главной исполнительницей его рапсодий. Вдохновившись новым увлечением, композитор создал несколько произведений, однако роман, как всегда, длился недолго.
В 1890-х годах Брамс был на пике славы. Его произведения обрели популярность. Однако знакомство с Иоганном Штраусом породило неуверенность, возникло желание перестать сочинять музыку. Брамс вновь обратился исключительно к выступлениям в качестве пианиста и дирижера. Но талант к сочинительству победил – вскоре появились новые трио, сонаты для кларнета и фортепианные пьесы.
В последние годы Брамс все сильнее уходит в себя, был угрюмым и мрачным, перестал создавать большие произведения, словно подводя итог творчеству. На склоне жизненного пути он осознал, что его сердце всегда принадлежало и способно принадлежать единственной госпоже – Музыке. Творчество было для него организующим стержнем, вокруг которого вращалась жизнь, а все, что отвлекало от создания музыкальных произведений, будь то солидная должность или любимая женщина, исторгалось из мыслей и души.
Иоганнес Брамс пережил Клару Шуман ровно на год, будто подтверждая, что эта женщина являлась для него источником жизни. Смерть любимой так потрясла композитора, что он сочинил одно из самых значимых своих произведений - Симфонию № 4.
- Отрывок из Симфонии № 4 ч.1:
- Отрывок из Симфонии № 4 ч.3:
В 1896 году Брамс заболел желтухой. Болезнь спровоцировала опухоль на печени, которая вскоре поразила весь организм. Иоганнес продолжал писать музыку и выступать на концертах, исполняя фортепианные произведения и дирижируя оркестром практически до самой смерти. На последние выступление в марте 1897 года он приехал уже очень больным. Концерт завершился нескончаемыми овациями. Брамса неоднократно вызывали на бис. Он был тронут теплым приемом публики и поблагодарил своих преданных поклонников.
3 апреля 1897 году Иоганнес Брамс умер в возрасте 63 лет от рака печени, оставив миру бессмертные партитуры и Общество любителей музыки. В день его похорон флаги на всех кораблях, стоявших в Гамбургском порту, были приспущены.
- Список использованной литературы:
- Кандаурова Л. Полчаса музыки : как понять и полюбить классику / Ляля Кандаурова. – Москва : Альбина Паблишер, 2019. – 438 с. – ISBN 978-5-9614-7144-1. – Текст : непосредственный.
- Мураками Х. Беседы о музыке с Сэйдзи Одзавой / Харуки Мураками. – Москва : Эксмо, 2021. – 320 с. – ISBN 978-5-04-110765-9. – Текст : непосредственный.
- https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/iogannes-brams?ysclid=lhsytcnjiq699417315 – Иоганнес Брамс.
- https://biographe.ru/znamenitosti/iogannes-barms/?ysclid=lhsytb5k48956924900 – Иоганнес Брамс.