К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина

Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает,
но и любовь – мелодия!

А.С. Пушкин

Портрет А. С. Пушкина

Пушкин – солнце не только русской литературы, но и музыки, классической и современной.

Более 1000 композиторов, включая современников поэта, неоднократно обращались к его творчеству. Около 500 сочинений великого литератора – поэтические произведения, проза, драмы – легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Среди них оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Русалка» и «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского; «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского»; «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова; «Алеко» и «Скупой рыцарь» С.В. Рахманинова, «Станционный смотритель» В.Н. Крюкова, а также балеты «Бахчисарайский фонтан», «Барышня-крестьянка» и другие Б.В. Асафьева, «Медный всадник» Р.М. Глиэра; кантаты «Песнь о вещем Олеге» Н.А. Римского-Корсакова и «Памятник» С.И. Танеева; многочисленные хоры, романсы и вокальные ансамбли; музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, телевизионным и радиопередачам.

Наследие музыкальной Пушкинианы огромно и великолепно! «Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки», – писал музыкальный критик А.Н. Серов. А русский композитор А.К. Лядов говорил: «О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник... Вот перед кем могу стоять на коленях!»

В.Г. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» приводит пушкинское стихотворение «Ночной зефир струит эфир» в качестве примера лирического произведения, где почти стираются границы между поэзией и музыкой: «Что это такое? Волшебная картина, фантастическое видение или музыкальный аккорд?.. Что это: поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, звучат гармонией и выражают разумную речь...»

  • Глинка «Ночной зефир струит эфир»

Освоение пушкинской поэзии в музыке началось с романса. Поначалу современники выбирали из произведений Пушкина те, что были озаглавлены как «песня» или «романс». На его тексты писали музыку А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев, М.Ю. Виельгорский, М.И. Глинка и многие другие.

Как долго живет романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет»), созданный лицейским товарищем Пушкина – Михаилом Яковлевым. И романс Глинки «Я помню чудное мгновенье» – ликующий гимн любви как источнику счастья, вдохновения, творчества.

  • Глинка «Я помню чудное мгновенье»

С 1823 по 1837 год русские композиторы написали музыку более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина. В 1820-е годы немало стихотворений поэта исполнялось как городские песни: «Черная шаль», «Под вечер осенью ненастной», «Талисман», «Узник», «Де́вицы, красавицы», «Старый муж», «Любви, надежды, тихой славы».

  • Алябьев «Старый муж, грозный муж»

Каждый композитор, писавший музыку на стихи Пушкина, прочитывал и озвучивал их по-своему. Например, есть три музыкальных воплощения пушкинской «Грузинской песни» («Не пой, красавица, при мне...») – М.И. Глинки, М.А. Балакирева и С.В. Рахманинова.

  • Балакирев «Не пой, красавица, при мне»

  • Рахманинов «Не пой, красавица, при мне»

  • Глинка. «Не пой, красавица, при мне»

Поэзия Пушкина оказала мощное воздействие на развитие русской оперы и русского музыкального театра. Уже первая «пушкинская» опера «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки стала зерном, из которого выросли разные ветви русской музыки.

Поэма «Руслан и Людмила», написанная в марте 1820 года, посвящена дружбе и любви, благородству и подвигу. Именно так ее восприняли читатели, и так почувствовал Глинка, который решил создать оперу на данный сюжет.

Гибель Пушкина помешала творческому союзу двух гениев. Композитор приступил к созданию музыки, не имея не только либретто, но и плана оперы. По воспоминаниям Глинки, она писалась «по кусочкам и урывками». Над словесной частью работали шесть человек, включая композитора. И хотя в этой опере есть сюжетные погрешности (некоторая растянутость, отсутствие динамики в сюжете), они искупаются музыкой редкой красоты и очарования. Каждая ария и звуковая картина благоухает свежестью мелодий, блистает оркестровыми красками.

Премьера «Руслана и Людмилы» состоялась 27 ноября 1842 года. Меньше чем за три месяца опера выдержала 32 представления. В наше время опера идет без сокращений, и о ней можно сказать словами Пушкина: «Там русский дух... там Русью пахнет!»

  • Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Над трагедией «Русалка» Пушкин начал работать в 1829 году. Напечатана она была уже после смерти автора. По драматизму сюжета и психологической правдивости изображения эта неоконченная пьеса – одна из вершин Пушкинианы.

Композитор А.С. Даргомыжский не раз отмечал в переписке свою особую любовь к творчеству Пушкина, говорил: «...не могу шагу без него». И сам написал текст для финала собственного произведения, который является логическим завершением творения Пушкина.
Премьера оперы «Русалка» состоялась в 1856 году. Из-за плохих декораций и костюмов, а также из-за купюр она не имела успеха.

Однако в 1865 году была возобновлена и встречена громом аплодисментов. Даргомыжский писал по этому поводу: «Опера пошла так, как будто никогда не давалась. Вызовам артистов и меня конца нет».

  • Каватина Князя из оперы «Русалка»

В 1830-х годах Пушкин написал несколько сказок – поэт широко использовал в своем творчестве русский фольклор. В 1899 году, к столетию со дня рождения Александра Сергеевича композитор Н.А. Римский-Корсаков создал оперу на сюжет «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Либретто для нее написал В.Н. Вельский, сохранив по возможности пушкинский текст и сюжет.

Музыка Римского-Корсакова замечательно передает неторопливый стиль повествования и нарочитую медлительность в развитии действия, свойственные пушкинскому произведению. Очень живописны симфонические антракты: знаменитые «Три чуда», «Полет шмеля» и другие.

Первая постановка «Сказки о царе Салтане» состоялась в октябре 1900 года в Москве и прошла с шумным успехом благодаря прекрасной музыке и блестящему оформлению М.А. Врубеля.

  • «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

В 1834 году Пушкин написал «Сказку о золотом петушке». Сюжет этого произведения лег в основу последней оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Либретто, написанное В.Н. Бельским, во многом углубляет злой сатирический тон пушкинской сказки и вводит новые ситуации, раскрывающие главную идею оперы – высмеивание самодержавия.

Римский-Корсаков писал эту оперу в 1907 году, в период царской реакции после революции 1905 года. Цензура ее не пропустила, требовались правки. Композитор с горечью писал в то время: «Так, «Петушок» в России пойти не может. Изменять что-либо я не намерен». В итоге опера появилась на частной сцене в Москве 14 сентября 1909 года, через год после смерти ее создателя, и была тепло принята слушателями. В наши дни «Золотой петушок» идет во многих театрах без сокращений – таким, каким его мечтал увидеть Римский-Корсаков.

  • Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок»

Над романом в стихах «Евгений Онегин» Пушкин работал более восьми лет и завершил его в 1831 году. Петр Ильич Чайковский обратился к этому произведению почти через 50 лет. Сегодня его опера «Евгений Онегин» – одна из самых популярных в мире. В ней Чайковский не стремился воплотить все многогранное содержание романа А.С. Пушкина. За основу оперы композитор взял лирический конфликт, раскрыв отношения Онегина, Татьяны, Ленского. Чайковский был новатором и, по сути, создал новый жанр русского театра – лирико-психологическую музыкальную драму.

«Евгений Онегин» до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений. Объяснялось это чувствами, которые были вложены в произведение: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку всё, что в «Онегине» просится на музыку. Я это и сделал как мог».

  • Де́вицы-красавицы, Чайковский

  • Дуэт Татьяны и Ольги

В 1834 году появилась «Пиковая дама» Пушкина и сразу стала популярнейшим произведением. Биограф поэта, П.В. Анненков, писал: «Пиковая дама» произвела при появлении своем... всеобщий говор и перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением...»

В 1890 году к этой повести обратился П.И. Чайковский. «Писал я оперу с самозабвением и увлечением», – говорил композитор. Многие сцены так его захватили, что он чувствовал непреодолимый ужас, будто сам являлся их участником. Либретто к этой замечательной опере Петра Ильича Чайковского написал его брат Модест.

Проникновенная музыка первого ариозо Германа «Я имени ее не знаю...» рисует трогательно-нежное чувство героя, его благоговейную любовь.

  • Герман «Я имени ее не знаю»

На протяжении всего творческого пути к произведениям А.С. Пушкина обращался композитор Г.В. Свиридов. Благодаря циклу романсов, написанных на стихи поэта, Свиридов заявил о себе в музыкальном мире. В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма «Метель», композитор составил сюиту. Ее девять номеров – своего рода иллюстрации к пушкинской повести. Новый опус так и назвали: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». А в 1978 году был написан хоровой концерт «Пушкинский венок», премьера которого состоялась в июне 1979 года, в честь 180-летия со дня рождения великого русского поэта.

  • Вальс к повести «Метель»

Интерес к произведениям А.С. Пушкина проявляют читатели из разных стран мира. Зарубежные композиторы по-своему их понимают и передают в музыке. Среди самых ярких воплощений следует отметить романсы Б. Бриттена (Великобритания), В. Лютославского (Польша) и В. Новака (Чехия).

Уважаемые читатели и слушатели! В одном выпуске невозможно объять музыкальную вселенную Пушкинианы. В нашей библиотеке имеется богатый фонд записей произведений на стихи А.С Пушкина – как на старых пластинках, так и оцифрованных. Приходите!

Использованная литература:

  1. Винокур Н.Г., Каган Р.А. Пушкин в музыке. Советский композитор, 1974 г.
  2. Глумов А. Музыкальный мир Пушкина. Государственное музыкальное издательство, 1950 г.
  3. Пушкин в музыке. Сост. Е. Соколова. Изд-во «Советский композитор», 1968 г.