24 марта 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения русской и советской эстрадной певицы, народной артистки СССР, участницы Великой Отечественной войны Клавдии Ивановны Шульженко.
Сегодня большинство молодых жителей России и Украины не знают, кто такая Клавдия Шульженко. Ее биография напрямую связана с этими странами. В 1930-е – 1940-е годы голос певицы звучал во всех республиках СССР. Она дружила с Дунаевским и Райкиным, Папановым и Пугачевой. Ее называли советской Эдит Пиаф, и она была достойна такого сравнения. В репертуаре певицы были такие шлягеры, как «Давай закурим», «Вальс о вальсе», «Голубка», «Челита», «Девичья песня» и другие.
- «Голубка»
Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове (Украина). С 1919 по 1934 годы Харьков был столицей Украины. Ее отец, бухгалтер Главного управления железной дороги, увлекался музыкой, играл на духовом инструменте в любительском оркестре, пел на концертах.
Первым сценическим опытом для Клавдии Шульженко стали семейные спектакли. В Харькове вся семья участвовала в импровизированных представлениях во дворе собственного дома, чаще всего ставили сказки. Публика стекалась с окрестных домов со своими табуретами. Иван Шульженко любил петь и надеялся, что его дочь станет певицей.
Ранее детство Клавы было благополучным. Она училась в гимназии, увлекалась поэзией, выступала в любительских спектаклях и мечтала стать актрисой. Отец добился, чтобы Клава брала уроки пения у профессора Харьковской консерватории Н. Л. Чемизова. Прослушав девушку, он сказал, что в постановке голоса Клавдия не нуждается, он и так практически идеален от природы, можно только развивать и совершенствовать. Еще она брала уроки танца в балетной школе Наталии Тальори – матери прославленной балерины Наталии Дудинской.
Умение красиво петь молодая Шульженко не воспринимала всерьез. Девушка грезила о карьере актрисы кино и театра. Ее кумиром была Вера Холодная. Она почти наизусть знала весь репертуар Харьковского драматического театра. На просмотре в театральную труппу Николая Синельникова Шульженко исполнила песню «Распрягайте, хлопцы, коней». Аккомпанировал будущей звезде заведующий музыкальной частью Исаак Дунаевский.
Выступать дебютантке приходилось все больше «в толпе». В спектакле «Идиот» ей позволили изображать Настасью Филипповну, но лишь в четвертом акте, когда героиню убили: Клава лежала на кровати в виде бездыханного тела. В спектакле «Казнь» она играла ресторанную певичку и исполняла романс «Снился мне сад в подвенечном уборе». Запись не сохранилась. Многие зрители приходили в театр только ради того, чтобы услышать ее. Навсегда запомнила Шульженко работу с Синельниковым над первым сольным выступлением, фактически над первой самостоятельной ролью.
- «Где ж ты, мой сад»
«Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», — говорил Синельников молодой артистке. Так родилась особая манера певицы. У Клавдии Шульженко для каждой песни была отдельная роль – с жестами и мимикой, интонациями и даже реквизитом. Шульженко стала непременной участницей всех дивертисментов (концертное отделение, завершающее театральный вечер) в театре. Однако настоящий успех пришел к ней после того, как она исполнила две песни, написанные композитором Валентином Кручининым и поэтом Павлом Германом. Это были «Песня о кирпичном заводе» (в народе «Кирпичики») и «Шахта № 3».
Клавдия обладала удивительной магией. Голос у нее был хороший, но «любительский», при этом ее исполнение – завораживающее, обаяние – непобедимое, а особая «драматическая» манера петь – уникальная. По просьбе Шульженко композитор Юлий Мейтус, который в те годы учился в Харьковском музыкально-драматическом институте, написал четыре песни на стихи поэта Евгения Брейтигама – «Красный мак», «На санках», «Красная армия», «Силуэт», а также «Гренаду» на стихи М. Светлова, «Колонну Октябрей» на текст Тартаковского и ироническую песенку «Папиросница и матрос». Они составили ее основной и оригинальный песенный багаж.
Популярность певицы в родном Харькове давала возможность подумать о гастролях. По предложению своего первого концертмейстера Елизаветы Анисимовны Резниковой весной 1928 года Шульженко приехала в Ленинград.
Первое выступление Клавдии Шульженко в Ленинграде состоялось 5 мая 1928 года, на сцене Государственного академического Мариинского театра. Это был сборный концерт, посвященный Дню печати, в котором наша героиня исполнила две песни – на сюжет балета «Красный мак» и «На санках». Зрители вызывали ее на бис. «Итого – шесть вместо двух запланированных. Экзамен, да еще какой, я выдержала…» – вспоминала Клавдия Ивановна.
- «На санках»
После такого успеха карьера Шульженко резко пошла в гору. Сначала она выступала с концертами в кинотеатрах, и в том же году ее пригласили в Ленинградский Мюзик-холл. Его главным дирижером тогда был уже хорошо знакомый певице Исаак Дунаевский, а ведущим актером – Леонид Утесов.
В 1931 году она наконец получила главную роль — в спектакле «Условно убитый» сыграла подружку телеграфиста Курочкина (Л. Утесов) по имени Машенька Фунтикова. Музыку к этому спектаклю написал молодой Дмитрий Шостакович. Там же, на сцене Мюзик-холла, певица встретила будущего мужа – конферансье, исполнителя сатирических куплетов и чечеточника Владимира Коралли (настоящая фамилия Кемпер). В 1932 году у них родился сын, которого назвали Георгием.
В 1935 году появились первые патефонные пластинки с песнями Шульженко.
- «Записка»
С 1936 по 1939 годы Шульженко активно концертировала по стране вместе с джаз-оркестром Я. Скоморовского. Специально для Шульженко пианист и концертмейстер Илья Жак написал песни «Андрюша», «Нюра», «В вагоне поезда», «Пиши, мой друг». А также «Руки» на стихи Лебедева-Кумача, который, побывав на концерте, выдал Шульженко экспромт на салфетке.
- Других таких рук в мире нет! – сказал он ей.
- «Руки»
Жак познакомил певицу с композитором Михаилом Феркельманом, и тот предложил ей песню на обработанную им известную мелодию латиноамериканца Фернандеса. Так появилась «Челита». На каждом концерте звучали «Руки», «Записка», «Челита», слушатели горячо их принимали.
- «Челита»
В репертуаре певицы появляются новые песни, со временем объявленные эстрадной классикой, такие как «Письмо», «Дядя Ваня», «О любви не говори».
- «О любви не говори»
В декабре 1939 года ее пригласили участвовать в 1-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Он проходил в Колонном зале Дома Союзов, и в нем принимали участие многие будущие звезды советской эстрады: А. Райкин, М. Миронова, К. Джапаридзе и другие. Шульженко получила четвертую премию.
В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал популярен и просуществовал до лета 1945 года.
Начало Великой Отечественной войны застало певицу на гастролях в Ереване. Она вернулась в Ленинград и добровольно вступила в ряды действующей Красной Армии. Их с Коралли оркестр стал Ленинградским фронтовым джаз-ансамблем.
Ее сценической площадкой становились прифронтовая землянка, форты Кронштадта, больничная палата, деревянный сарай, поле аэродрома, лесная опушка. И в любых условиях Клавдия Ивановна выходила на публику в концертном платье и туфлях на каблуках.
В 1941 году в репертуаре Шульженко появилась знаменитая песня «Синий платочек», ставшая лирическим гимном военного времени. Мелодия, написанная польским композитором Ежи Петерсбурским, (также был известен как «Га́рри Петербу́ргский») была известна давно, с иными словами ее исполняли другие певицы, например, Изабелла Юрьева. Но текст, написанный для Клавдии Шульженко офицером-фронтовиком Михаилом Максимовым, оказался особенно проникновенным и полюбился всей стране.
- «Синий платочек»
За время блокады Ленинграда Клавдия Шульженко дала более 500 концертов для солдат. В начале 1943 года «Синий платочек» записали на пластинку и в десятках тысяч экземпляров отправили на фронт для поднятия боевого духа солдат. В апреле 1942 года весь джаз-ансамбль по таящему льду Ладоги эвакуировали из Ленинграда и отправили в Москву. Но в столице музыканты не жили, они разъезжали по фронтам до последнего дня войны.
В военное время Клавдия Ивановна снялась в фильме «Концерт – фронту», где спела «Синий платочек».
С лета 1945 года певица стала выступать сольно.
- «Давай закурим»
- «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»
В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка Клавдии Шульженко. В марте того же года она снялась в кинофильме режиссера В.П. Строевой «Веселые звезды», где исполнила одну из самых любимых своих песен – «Молчание» И. Дунаевского и М. Матусовского. В 1980 году записала свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет». В 1981 году вышли мемуары Шульженко «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба Скороходова).
- «Молчание»
В 1955 году распался брак Шульженко и Коралли. В 1956 году певица встретила новую любовь: ее 38-летнего избранника звали Георгий Епифанов, он окончил операторский факультет ВГИКа.
- «Три вальса»
В 1976 году состоялся юбилейный концерт певицы в Колонном зале Дома Союзов. Клавдия Ивановна отмечала семидесятилетие. Впервые были исполнены такие песни, как «Когда-нибудь», «Размышление», «А снег повалится» на стихи Е. Евтушенко. Платье было от Славы Зайцева, тогда – начинающего кутюрье. Концерт закончился песней «Немножко о себе»
- «Немножко о себе».
На концерт к Шульженко приходили мхатовцы, а известная певица и педагог консерватории Валерия Барсова приводила своих учениц, чтобы они учились владеть голосом так, как это делала Клавдия Ивановна. Ею восхищались Александр Вертинский и Игорь Горбачев, а Галина Вишневская оставила такие строки: «Я ходила на ее концерты, как в школу высочайшего мастерства, и многому у нее научилась, в ней все было гармонично».
В квартире Шульженко стоял рояль, который Дмитрий Шостакович когда-то проиграл в преферанс Исааку Дунаевскому, а певица выкупила инструмент.
Ее любимым поэтом был Семен Надсон, любимой книгой – «Сага о Форсайтах» Голсуорси, а любимыми цветами – белые каллы.
17 июня 1984 года Клавдия Шульженко скончалась в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
Певица была удостоена звания Народная артистка СССР (1971), награждена орденами Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и медалью «За оборону Ленинграда».
В 1996 году в Харькове открылся Музей К.И. Шульженко (с 2012 года — Музей выдающихся харьковчан им. К.И. Шульженко), где можно представлена уникальная коллекция личных вещей певицы.
Презентация о творчестве К.И.Шульженко:
Список источников, использованных в данном обзоре:
- Хотулёв В.В. Клавдия Шульженко: жизнь, любовь, песня. – Москва: Олимп, 1998. – 416 с. Ил. – («Женщина – миф»).
- Скороходов Г.А. Три влечения Клавдии Шульженко – Москва: Алгоритм, 2007. – 320 с. Ил.
Интернет-ресурсы:
- Клавдия Шульженко. Долгий путь к счастью – текст электронный. - URL: https://eho-2013.livejournal.com/35214.html (дата обращения: 02.04.2021).
- Клавдия Шульженко - биография и личная жизнь певицы – текст электронный, URL: https://biographe.ru/znamenitosti/klavdiya-shulzhenko/ (дата обращения: 08.04.2021).