Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года. Болезненного и слабого мальчика взяла под опеку властная бабушка, Елизавета Арсеньева. Она же выбрала имя внуку.
Любовь к музыке, тем не менее, началась для Лермонтова с матери. Мария Михайловна любила петь сыну колыбельные, но скончалась довольно рано, когда ему было около трех лет. Михаил не запомнил ни мелодию, ни слова, но выразил свои чувства к матери и ее пению в стихотворении «Ангел»: «По небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел…»
- «Ангел» – композитор Н.А. Римский-Корсаков, исполнитель Павел Есин (баритон)
В 1829 году Лермонтов поступил в пансион при Московском университете, где провел два года. Там он получил возможность систематически заниматься искусством: учился играть на скрипке, фортепиано и флейте; зачитывал речитативом романсы, напечатал свои первые стихи в журнале «Улей». Затем молодой человек поступил в университет, но не сумел найти общего языка с преподавателями и другими студентами.
Лермонтов переехал в Петербург с намерением продолжить университетское образование, но ему отказались засчитать два московских года и предложили снова стать первокурсником. Юношу такой вариант не устроил, и под влиянием родственников, наперекор собственным планам, он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Накануне поступления было написано стихотворение «Парус».
- «Белеет парус одинокий» – композитор А. Е. Варламов, исполнитель Сергей Лемешев
- «Белеет парус одинокий» – композитор А. Е. Варламов, исполнитель Олег Погудин
На курсе Лермонтов держался независимо и дерзко, при этом по успеваемости был среди лучших. Он продолжал писать лирические произведения, а кроме того начал исторический роман про Пугачевский бунт.
- «В минуту жизни трудную…» – композитор М. И. Глинка, исполнитель Иван Козловский
- «В минуту жизни трудную…» – композитор П. П. Булахов, исполнитель Н. А. Обухова, 1949 г.
- «В минуту жизни трудную…» – композитор А. С. Даргомыжский, исполнитель Олег Погудин
В январе 1837 года Лермонтов узнал о гибели Александра Сергеевича Пушкина и под впечатлением от этой новости создал стихотворение «На смерть поэта», где обвинил в случившемся не только Дантеса, но и «толпу, стоящую у трона». Через месяц его взяли под арест, разбирательство проходило при личном участии Императора.
Первая ссылка Михаила Юрьевича на Кавказ длилась несколько месяцев. В это время он работал над поэмами «Демон» и «Мцыри», познакомился со ссыльными декабристами, посетил Пятигорск и Тифлис. Поэт становился все более замкнутым, часто пребывал в состоянии «черной меланхолии».
Благодаря бабушке в 1838 году Лермонтову удалось вернуться в Петербург, где он стал одним из самых популярных литераторов столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» выходил с его новыми стихотворениями.
- Речитатив и романс Синодала из оперы «Демон» - композитор А. Г. Рубинштейн, исполнитель Сергей Лемешев
- Песня золотой рыбки из поэмы «Мцыри» - композитор М. А. Балакирев, исполнители Н. Казанцева (сопрано), А. Бернар (фортепиано)
В 1840 году после очередной в дуэли – с сыном французского посла Эрнестом де Барантом – Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. На этот раз он был полон азарта и участвовал во многих сражениях, в том числе в битве на реке Валерик, которой посвятил одноименное стихотворение.
Во второй ссылке Лермонтов активно работал над романом «Герой нашего времени», чьи первые главы создал несколькими годами ранее. Произведение печатались по частям в журнале «Отечественные записки», а позднее были выпущены отдельной книгой, которую быстро раскупили. В том же 1840-м свет увидел единственный прижизненный сборник стихотворений Лермонтова.
В начале февраля 1841 года Михаил Юрьевич добился короткого отпуска в Петербург. В столице он хлопотал о публикации поэмы «Демон» и обдумывал план издания собственного журнала, мечтая выйти в отставку и полностью посвятить себя творчеству. Однако осуществить задуманное не решился: бабушка не разделяла увлечения внука литературой и надеялась, что он сделает военную карьеру.
Ссора с Николаем Мартыновым произошла по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Находясь в язвительном и меланхоличном настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора – и тот вызвал его на дуэль, которая состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов оказался слишком обижен, чтобы проявить ответное великодушие. В результате Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь, пуля прошла навылет.
- «Выхожу один я на дорогу» – композитор Е. С. Шашина, исполнитель Сергей Лемешев
- «Выхожу один я на дорогу» – композитор Е. С. Шашина, исполнитель Олег Погудин
- «Выхожу один я на дорогу» – композитор Е. С. Шашина, исполнитель Борис Штоколов
Считается, что знаменитое стихотворение «Выхожу один я на дорогу» Лермонтов написал незадолго до гибели на дуэли. При жизни поэта оно не публиковалось и было найдено в его бумагах, напечатано в «Отечественных записках» лишь в 1843 году. Музыку на эти слова писали многие композиторы, но наибольшую популярность романс приобрел с музыкой Елизаветы Шашиной.
Последним произведением Лермонтов считается стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю», обращенное к дальней родственнице, Екатерине Быховец. Они неоднократно встречались в Москве, называли друг друга «кузен» и «кузина», но девушка относилась к Лермонтову как к родному брату. Летом 1841 года Екатерина находилась в Пятигорске вместе с тетей и была одной из последних, кто видел поэта накануне трагической дуэли. Он словно знал свою судьбу и, поцеловав ей руку, сказал: «Кузина, душенька, счастливее этого часа не будет больше в моей жизни».
- «Нет, не тебя так пылко я люблю» - композитор А. В. Шишкин, исполнитель Сергей Захаров
- «Нет, не тебя я так пылко люблю» - композитор А. В. Шишкин, исполнитель Борис Штоколов
Произведения Лермонтова нашли свое отражение в живописи, театральных и кинопостановках. Не обошли их вниманием и композиторы, написавшие более 2500 опер, балетов, симфоний, кантат, а также музыку к спектаклям и кинофильмам.
В нашей библиотеке есть два романса на стихи Лермонтова, записанные на пластинках: «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Бориса Штоколова, а также речитатив и романс Синодала из оперы «Демон» Антона Рубинштейна в исполнении Сергея Лемешева.
Список использованной литературы:
- Андроников И. И. Музыкальность Лермонтова / И. И. Андроников // Советская музыка. – 1964. – № 10. – С. 52-58.
- Богатко Ю. Лермонтов – меломан / Юлия Богатко // Arzamas.academy : просветительский проект. – URL: https://arzamas.academy/materials/125?ysclid=m1518axrzs442889065 (дата обращения: 16.09.2024).
- Канн-Новикова Е. И. М. Ю. Лермонтов и музыка : Обзор муз. произведений, написанных на тексты Лермонтова / Моск. гос. филармония. – Москва : Музгиз, 1939. – 40 с.
- Лермонтов Михаил Юрьевич и музыка : к 200-летию со дня рождения поэта : библиогр. пособие / Орл. обл. науч. универс. публ. б-ка им. И. А. Бунина, отд. искусств ; [сост. В. Л. Ткачева ; ред. Л. С. Кулакова]. – Орел, 2014. – 18 с.
- Михаил Лермонтов // Культура.РФ : просветительский проект. – URL: https://www.culture.ru/persons/8188/mikhail-lermontov (дата обращения: 16.09.2024).