«Нам дороги эти позабыть нельзя…»

77 лет мы празднуем Победу над фашизмом. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная, и с первых ее дней вместе с защитниками Отечества в строй встала песня. Долгие четыре года, до 9 мая 1945 года, наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины, а песня им помогала. Они делали это ради будущих поколений – ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой войне.

1. «Эх, дороги» на стихи Льва Ошанина и музыку Анатолия Новикова

Поводом к созданию песни стала разработанная и воплощенная режиссером Сергеем Юткевичем 7 ноября 1945 года театрализованная концертная программа «Весна победная». Для этой постановки композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин написали песню на тему «под стук колес». Ее первым исполнителем был солист ансамбля НКВД Иван Шмелев. Впоследствии авторы переработали песню, превратив ее в самостоятельное, независимое от спектакля произведение.

Исп. Георгий Виноградов

2. «Серая шинель» на стихи Василия Ермакова и музыку неизвестного автора

Песня написана в ноябре 1942 года на Северо-Западном фронте, а ее текст – стихи Василия Ермакова – впервые опубликован в дивизион¬ной газете «Вперед, на Запад!» 23 ноября 1942 года.
Долгое время автор этой песни был неизвестен, его поисками занимался первый официальный исполнитель «Серой шинели» – Леонид Шумский. Однажды певцу позвонил взволнованный ветеран и попросил запись: «Это ведь песня обо мне, о моей шинели!». Встретились, и старый солдат рассказал, как бежал с донесением по голой степи: «Налетевший фашистский истребитель решил поразвлечься – стал гоняться за мной, делая один заход за другим. Под пулеметными очередями пришлось петлять зайцем, с мыслью: «Господи, пронеси!» Когда добежал до перелеска, вручил пакет командиру, а тот удивился: «Что это с твоей шинелью?» Батюшки, и правда! Полы будто ножом срезаны...» Так родилась песня со словами: «Ты любовно сшитая, пулями пробитая…»

Исп. Леонид Шумский

3. «Жди меня» на стихи Константина Симонова и музыку Матвея Блантера

Стихотворение было написано летом 1941 года и не предназначалось для публикации. Это посвящение Валентине Серовой – жене поэта Константина Симонова, которое она получила в личном письме. Позднее, в январе 1942 года, стихотворение появилось в газете «Правда». В том же году текст положил на музыку композитор Матвей Блантер.

Исп. Леонид Утесов

4. «В лесу прифронтовом» на стихи Михаила Исаковского и музыку Матвея Блантера

«Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, поэт, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь…» – вспоминал поэт-песенник Михаил Исаковский. Он решил отправить свое новое творение композитору Матвею Блантеру, с которым давно дружил и уже создал одну знаменитую песню – «Катюшу». Через несколько месяцев Исаковский услышал свои строки, положенные на музыку, на радио. Блантер написал песню-вальс, соединив оригинальный мотив и узнаваемые интонации старинного вальса «Осенний сон». Это связало песню с тем, что всегда дорого людям и не омрачено тяготами войны.
Первым «В лесу прифронтовом» исполнил на радио солист Ленинградской филармонии Ефрем Флакс. За свою историю эта песня входила в репертуар многих известных исполнителей, таких как Вадим Козин, Надежда Обухова, Майя Кристалинская, Соломон Хромченко, Георгий Виноградов.

Исп. Георгий Виноградов

5. «По полю танки грохотали»

Песня родилась во время Великой Отечественной войны и представляет собой переделку донбасской песни «Молодой коногон» начала XX века. Коногон – это рабочий, управляющий лошадьми на шахте. В песне рассказывалось о гибели одного из таких рабочих, и она впервые прозвучала в 1936 году в фильме Леонида Лукова «Я люблю»: там ее пели молодые донецкие шахтеры.
Во время войны переделанные песни получили широкое распространение: на прежние известные мелодии авторы сочиняли актуальные тексты военной тематики и отправляли их на фронт. Мотив «По полю танки грохотали» лег в основу фольклорных вариантов у представителей разных родов войск. В каждом описывались подвиги героев-летчиков, матросов, партизан, ракетчиков, десантников. Хотя самой известной была первая версия, о танкистах.

Исп. Дмитрий Нестеров

6. «Темная ночь» на слова Владимира Агатова и музыку Никиты Богословского

Эта песня была написана в 1943 году для фильма Леонида Лукова «Два бойца». Главный герой в исполнении Марка Бернеса поет ее ночью под гитару, во фронтовой землянке с протекающей крышей. «Темную ночь» композитор Никита Богословский мгновенно наиграл по просьбе режиссера. Также быстро написал стихи на музыку поэт Владимир Агатов. Записали песню сразу, ночью, на волне восторга – разбудив для этого Бернеса. Прозвучавшая в фильме, «Темная ночь» стала культовой песней, без нее не обходился ни один военный концерт.

Исп. Марк Бернес

7. «Соловьи» на слова Алексея Фатьянова и музыку Василия Соловьева-Седого

Автор многих популярных военных песен Василий Фатьянов рассказывал, что однажды в часть, где он служил, приехал фронтовой ансамбль. Один пожилой боец посетовал: «Опять «соловьи» приехали, спать не дадут». А сон на фронте, как и табак, ценился по-особому. Своих «Соловьев» Фатьянов написал на исходе войны, в 1944 году, хотя черновики лежали у него с 1942 года.

Исп. Георгий Виноградов

8. «Ты ждешь, Лизавета» на слова Евгения Долматовского и музыку Никиты Богословского

Эта песня впервые прозвучала в фильме Леонида Лукова «Александр Пархоменко», который вышел на экраны осенью 1942 года, к 25-летию Октября. Ее спел главный герой, и как это часто бывает с хорошими песнями, «Лизавета…» шагнула с экрана в жизнь. Особенно полюбили песню бойцы кавалерийских корпусов прорыва – для них слова «одержим победу, к тебе я приеду на горячем боевом коне» звучали как клятва верности.

Исп. Иосиф Кобзон

9. «Смуглянка» на слова Якова Шведова и музыку Анатолия Новикова

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах по просьбе политуправления Киевского военного округа, для окружного ансамбля песни и пляски. Сюита была посвящена герою гражданской войны Г.И. Котовскому. В нее вошли семь песен, в том числе «Смуглянка» – песня о девушке-партизанке.
«В 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А.В. Александров, – вспоминал Новиков, – и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе «Смуглянку». К моему великому удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту».
«Смуглянка» звучит в киноэпопее Юрия Озерова «Солдаты свободы» и в фильме режиссера и актера Леонида Быкова «В бой идут одни старики». По результатам опроса, проведенного журналом «Русский репортер» в 2015 году, текст этой песни вошел в список 100 самых популярных в России.

Исп. Ансамбль им. А. В. Александрова

10. «Баксанская» на музыку Бориса Терентьева

Эту песню в начале 1943 года написали военные альпинисты на мотив популярного предвоенного танго «Пусть дни проходят» композитора Бориса Терентьева. Она также известна под названиями «Помнишь, товарищ, белые снега» и «Баксанская фронтовая».
В песне описываются события Великой Отечественной войны в Приэльбрусье, в том числе упоминается записка «под скалистым гребнем для грядущих дней», оставленная альпинистами при выполнении приказа собрать данные о расположении огневых точек немецкой армии в верхней части Баксанского ущелья. В послевоенное время песня была популярна среди туристов и альпинистов, считалась одной из самых знаменитых песен про горы.

Исп. Юрий Визбор

11. «Случайный вальс» на стихи Евгения Долматовского и музыку Марка Фрадкина

В феврале 1942 года поэт Евгений Долматовский опубликовал в газете Юго-Западного фронта
«Красная Армия» стихотворение «Танцы до утра», навеянное наблюдениями за тем, как отдыхают солдаты и медсестры в прифронтовой полосе. Услышав это стихотворение, композитор Марк Фрадкин наиграл на трофейном аккордеоне вальсовую мелодию. Чуть позднее, на заседании Военного совета фронта, где поэту и композитору вручили ордена Красной Звезды, зашел разговор о новинках и творческих планах. Долматовский рассказал о желании превратить стихотворение «Танцы до утра» в песню. Один из участников встречи заметил, что должно получиться что-то вроде офицерского вальса. Так появилось рабочее название.
Фрадкин и Долматовский провели семь суток в пути от Сталинграда до Ельца. Они ехали в вагоне политуправления и за это время сочинили «Офицерский вальс». Первым исполнителем песни, впоследствии названной «Случайный вальс», стал Леонид Утесов.

Исп. Леонид Утесов

Источники: