Двадцать третий выпуск «Старой пластинки» посвящен скрипачу-виртуозу, композитору, участнику национально-освободительного движения Италии Никколо Паганини. Его бунтарский, истинно народный дух вдохновлял не только карбонариев, но и выдающихся музыкантов, а также писателей.
Под влиянием его волшебной скрипки в разные годы оказались Франц Шуберт, Генрих Гейне, Оноре де Бальзак, Роберт Шуман, Фредерик Шопен и многие другие. Сверхъестественная игра маэстро открыла новую эру исполнительского искусства.
Скачать презентацию (4 Мб, формат pptx) можно здесь.
- Каприс 1. Соло для скрипки
Ранние годы
Мистика преследовала великого скрипача с раннего детства: Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в доме номер 38 по переулку Чёрной кошки в Генуе. Его родители, Антонио Паганини и Тереза Боччардо, вели скромную, обычную жизнь. Антонио держал в порту небольшую лавку и подрабатывал то прорицателем, то музыкантом, но славы не добился. Все свои амбиции и чаяния он перенес на Никколо – своего второго сына. Всего в семье было пятеро детей, их воспитанием занималась мать. Она тоже возлагала огромные надежды на Никколо. По легенде, однажды во сне Тереза увидела ангела и попросила, чтобы ее мальчик стал великим музыкантом. Она чувствовала в Никколо тонкую, ранимую натуру и неустанно молилась за него.
Даже хрупкое здоровье сына не остановило Антонио на пути к исполнению мечты.
- Концерт для скрипки №2 в В миноре, опус 7 III, Кампанелла
Позже в разговорах с Юлиусом Шоттки – своим первым биографом – Никколо Паганини будет вспоминать, как отец голодом принуждал его старательно заниматься. Действительно, недостаток свежего воздуха, движения и питания в раннем детстве серьезно подорвали и без того не самый крепкий организм мальчика.
Антонио Паганини быстро понял, что ему нечему учить сына, и поручил мальчика заботам скрипача Джованни Черветто. С помощью наставника Никколо достиг необычайных успехов и начал еженедельно выступать в местной церкви. Во время одного из таких концертов он познакомился с генуэзским композитором Франческо Неккьо – автором камерных и оперных сочинений.
Творчество
Неккьо высоко оценил одаренность своего юного ученика и настоял на приглашении другого учителя. Им стал скрипач, капельмейстер и дирижер Джакомо Коста, который пригласил Паганини играть в собор Сан-Лоренцо во Флоренции. Эти выступления открыли Никколо дорогу к первому театральному концерту.
Публику поразило не только виртуозное исполнение, но и прекрасно подобранный репертуар. Тринадцатилетний мальчик исполнил со сцены собственные вариации на тему Карманьолы, подхваченной Французской революцией. Этот мотив как нельзя соответствовал настроениям публики.
- Кантабиле в D мажоре, опус 17
Произведенный эффект заронил в душу юноши ростки тщеславия. Паганини желал не только повторить, но и превзойти своих именитых предшественников. Он чувствовал, что идеальные, чистые линии Корелли и Вивальди не подходят его свободолюбивому, яростному темпераменту. Даже «Дьявольские трели» Тартини оказались чересчур сдержанными для Паганини. Росший среди простого люда, в атмосфере бедных кварталов, он подарил своей музыке голос города – певучий, простой и завладевающий душой, как народные песни.
Для дальнейшего развития требовались деньги, но их в семье Паганини не было. К счастью, Никколо заметил маркиз Джанкарло ди Негро, которого впоследствии назовут главным меценатом гениального Паганини. А пока, во второй половине 1795 года, он представил Никколо и его отца известному скрипачу Сальваторе Тинти. Тот был в восторге от чувственности и точности исполнения, продемонстрированных юным Никколо. Успех во флорентийском театре позволил получить необходимые средства и продолжить поездку.
- Каприс соло для скрипки, опус 1 MS25 № 6
В Парме Никколо встретился с Алессандро Ролла и Фердинандо Паэром – известнейшими музыкантами того времени, а также с неаполитанским мастером Гаспаре Гиретти. Под его руководством мальчик написал 24 четырехголосные фуги – с помощью пера, чернил и воображения. Здесь же, в Парме, он заработал свою первую скрипку Гварнери, сыграв с листа сложнейший концерт.
Вернувшись в родную Геную, Паганини написал знаменитые каприччио, на которые его вдохновили волнения накануне Французской революции. Они стали первым шагом на пути к независимой жизни и карьере первой скрипки в Лукке.
Личная жизнь
В эти же годы скрипач встретил первую любовь и даже перестал гастролировать, всего себя отдавая сочинительству и посвящая произведения «синьоре Диде».
Среди множества романов, приписываемых Паганини, есть и скандальные истории. Так, принято считать, что некоторое время Никколо был взаимно влюблен в Элизу – сестру Наполеона и жену правителя Лукки. Сей факт не помешал композитору-виртуозу посвятить ей «Любовную сцену» для двух струн. Через какое-то время молодые люди перестали общаться.
Немного позднее, уже в Генуе, Никколо увлекся Анджелиной Каванной и взял ее с собой в Парму. Однако вскоре выяснилось, что девушка в положении, поэтому ей пришлось вернуться в Геную.
- Чудесный дуэт
В 1821 году здоровье музыканта серьезно пошатнулось. Привыкший работать на износ и подвергаться лишениям, Никколо мало внимания уделял себе и своему телу. Попытки облегчить боли и приступы кашля мазями, поездками на курорты и прогулками не дали желаемого результата. Паганини был вынужден временно прекратить концерты. Через три года он вернулся к концертной деятельности и внезапно сошелся с оперной певицей Антонией Бьянки. В 1825 у них родился сын Ахилл, а в 1828 году пара распалась. Паганини добился единоличной опеки над сыном. Стремясь обеспечить ему достойное будущее, он стал просить баснословные гонорары за выступления. Так что мальчик унаследовал миллионы франков.
Последние годы жизни музыкант часто болел. Обращения к именитым врачам ничего не давали: истощение стало таким сильным, что Паганини с трудом поднимал смычок.
Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года. Однако мистификации не прекратились даже после его смерти. Духовенство отказалось проводить заупокойные мессы, поэтому останки музыканта перезахоранивали несколько раз. Лишь в 1876 году Папа Римский Пий IX дал разрешение на похороны со всеми положенными обрядами. Прах великого скрипача окончательно был захоронен в 1896 году на кладбище Пармы.
- Вечное движение
Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери и Амати. А свой самый любимый инструмент завещал родной Генуе – он не хотел, чтобы на нем играл другой музыкант. Неофициально эту скрипку работы Гварнери называют «Вдовой Паганини». Услышать ее можно и сегодня: чести сыграть на ней раз в год удостаивается победитель Международного конкурса скрипачей имени Никколо Паганини. Но до сих пор никто не смог превзойти мастерство великого музыканта, которого итальянцы за непревзойденное умение подражать трелям птиц и человеческому голосу прозвали «Южным колдуном». Инструмент по-прежнему хранит верность своему хозяину и не торопится раскрывать его тайны.