Иоганн Батист Штраус, более известный как Иоганн Штраус-отец – австрийский композитор, скрипач и дирижер, родоначальник музыкальной династии. В этом году мы отмечаем его 120-летний юбилей, а в 2025 году – 100 лет со дня рождения – сына. Два всемирно известных композитора в одной семье! О них наш сегодняшний рассказ.
Иоганн Штраус – отец родился 14 марта 1804 года в Вене. Рано осиротел. Опекун отдал мальчика учиться переплетному делу, хотя он хотел заниматься музыкой. Иоганн начал самостоятельно брать уроки игры на скрипке. При первой возможности бросил мастерскую и начал выступать в трактирах. Молодой человек играл виртуозно, в бешеном темпе и с огромным темпераментом. Современники сравнивали его с Паганини.
В 23 года музыкант набрал свой первый оркестр, с 1819 года начал играть в Венском танцевальном квартете Мишеля Памера, а в 1824-м стал помощником дирижера оркестра, Йозефа Ланнера.
- «Рейнские песни Лорелеи»
Оркестр в ту пору играл в кабачке «У красного петуха» в венском пригороде Тури. У владельца заведения была дочь Анна. Иоганн женится на ней, и 25 октября 1825 года на свет появился первый продолжатель династии – Иоганн Штраус – сын. Всего Анна родила пятерых детей. Два других сына, Йозеф и Эдуард, тоже стали композиторами.
Четыре года Штраус-отец и Ланнер работали вместе. Первый вальс, написанный Иоганном, прозвучал как сочинение компаньона. Успех вальса придал композитору уверенности. Однако после ссоры прежние друзья и коллеги расстались. Иоганн Штраус – отец пошел своим путем: собрал оркестр, активно сочинял вальсы, польки, галопы.
- Полька «Шампанское»
К 28 годам Штраус-отец обрел популярность. В 1833 году началось триумфальное шествие его музыки по Европе. Он гастролировал в Будапеште, Берлине, Лейпциге и Дрездене, ездил в Голландию и Бельгию, посетил Париж и Лондон. Композитор постоянно был на гастролях и почти не уделял время детям.
Единственное, за чем он строго следил, так это за тем, чтобы подрастающие наследники не сочиняли музыку и не играли на скрипке. Штраус-сын тайком совершенствовался в музыке (мать поощряла это увлечение) и заинтересовал скрипкой братьев – Йозефа и Эдуарда. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а по вечерам заставлял работать счетоводом.
- «Венский вальс»
Ланнер – главный соперник Штрауса – безвременно скончался в 1843 году, и Иоганна-старшего назначили на освободившуюся должность управляющего придворными балами. Незадолго до этого у него появилась любовница Эмилия Трамбуш, хозяйка мельницы.
- Кадриль «Венский карнавал»
- Вальс «Мария»
Сын пошел против воли отца и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром. Анна, опасаясь, что Иоганн-старший наложит вето на выдачу лицензии, спешно подала на развод из-за многолетних измен мужа. В 19 лет Штраус-сын собрал небольшой оркестр. 15 октября 1844 года состоялся его дебют в качестве капельмейстера и композитора в казино. Это стало сенсацией. Газеты писали: «Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын!». Иоганн-старший развелся с женой, лишил детей наследства и женился на Трамбуш, которая впоследствии родила ему семерых детей.
Выжить со сцены сына стало для отца навязчивой идеей. Он воспользовался своими связями, и в итоге Иоганн-младший мог играть только в казино и кафе. Композитор Иоганн Штраус – отец скончался от скарлатины в Вене 25 сентября 1849 года, в возрасте 45 лет. Его похороны были грандиозными, на них присутствовало около 30 000 человек.
- «Марш Радецкого»
Его «Марш Радецкого» и сегодня завершает каждый Новогодний концерт Венского филармонического оркестра.
Сын бережно сохранил музыкальное наследие отца, насчитывавшее 251 произведение (из них 152 вальса) и издал его в 1889 году в Лейпциге. Оркестр Иоганна-младшего стали приглашать на мероприятия только после смерти Иоганна-старшего. Знаменитый оркестр отца избрал сына своим дирижером, и в 1852 году он уже играл при императорском дворе.
- «Императорский вальс»
- Вальс «Жизнь артиста» из оперетты «Летучая мышь»
- «Вино, женщины и песни»
- Полька «Анна»
В 1854 году Штраус-сын получил приглашение от русской железнодорожной компании, владевшей линией, которая связывала Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском, выступить со своим оркестром на Павловском вокзале и в парке, где находились дворцы царя и великого князя Константина. 18 мая 1856 года начался его первый сезон в России. Публика была очарована вальсами и польками. Именно в это время появился вальс «Прощание с Петербургом».
- «Прощание с Петербургом»
Штраус-сын становился все более популярным и создавал вальсы-шедевры – «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса»; «Вино, женщины и песни»; «Радости жизни», «Венская кровь», «Весенние голоса», а также польки-шедевры – «Анна», «Трик-трак» и другие.
- Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
- Вальс «Весенние голоса»
- Вальс «Сказки Венского леса»
- «Трик-трак»
Под влиянием Жака Оффенбаха Штраус-сын начал писать оперетты. «Индиго и сорок разбойников» имела огромный успех, а «Летучая мышь» сделала его бессмертным. Затем он написал «Ночь в Венеции» и «Цыганского барона».
- Галоп из оперетты «Индиго и сорок разбойников»
- Увертюра «Летучая мышь»
- Ария Адели из оперетты «Летучая мышь»
- «Полночная кадриль» из оперетты «Летучая мышь»
- Вальс из оперетты «Цыганский барон»
Список использованной литературы
1. Белякаева-Казанская Л. В. Силуэты музыкального Петербурга : путеводитель по музыкальным театрам, музеям, концертным залам прошлого и настоящего / Л. В. Белякаева-Казанская. – Санкт-Петербург : Лениздат, 2001. – 499 с. : ил. – (Петербургская коллекция).
2. Иоганн Штраус : жизнь и творчество / сост. Н. Б. Мордвинцева. – Москва : Белый город, 2014. – 16 с.: ил.
3. Синдаловский Н. А. Легенды и мифы пригородов Санкт-Петербурга / Н. А. Синдаловский. – Санкт-Петербург : Норинт, 2001. – 208 с. : ил.
4. Ушакова О. Д. Великие композиторы : справочник школьника / О. Д. Ушакова. – Санкт-Петербург : Литера, 2005.
5. Финдейзен Н. Ф. Павловский музыкальный вокзал. Исторический очерк (1838 – 1912) / Н. Ф. Финдейзен. – Санкт-Петербург : Изд. Дом «Коло», 2005. – 108 с. : ил.