«Звуки – это возвышенные слова»: памяти Роберта Шумана

Роберт Шуман (1810-1856) – один из выдающихся немецких композиторов, педагог и музыкальный критик. Родился в 1810 году в Цвиккау (Саксония), умер в 1856 году в психиатрической лечебнице близ Бонна.

  • Карнавал, соч. 9, XV «Панталоне и Коломбина».

Детство

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семье книгопродавца Фридриха Августа Шумана и Джоанны Кристианы Шуман (Шнабель). Сочинять музыку мальчик начал очень рано и под влиянием отца все детство посвятил развитию музыкальных и литературных навыков. Фридрих Шуман был уверен, что сын продолжит заниматься книгами, поэтому, почувствовав у него талант к художественному слову, постарался привить любовь к писательству.
Роберт зачитывался Жаном Полем и Байроном и вникал в особенности изображения человеческих чувств. Вероятно, поэтому выбрал романтизм в качестве основного творческого направления.

  • Юмореска, соч. 20, VII. «В заключение».

С семи лет Шуман учился в средней школе Цвиккау. Ему также давали уроки общей музыки и фортепиано, однако мальчик предпочитал работать над композициями без помощи наставника. Он часто игнорировал музыкальные принципы, но это не мешало ему создавать восхитительные произведения. Шуман обладал редким вкусом и талантом изображать чувства и характерные черты в мелодии, легко выписывал комические образы – своего рода шаржи на близких друзей.
Через два года, побывав на концерте композитора и пианиста Игнаца Мошелеса, Роберт еще больше утвердился в намерении стать композитором и продолжил совершенствоваться в игре на фортепиано. Кроме того, он проявил интерес к произведениям Бетховена, Шуберта, Мендельсона.
Окончив гимназию, Шуман поступил в Лейпцигский университет, на факультет юриспруденции. На этом настоял отец, сам Роберт не тянулся к правоведению – все свободное время посвящал сочинительству и игре на фортепиано. В это же время он познакомился со знаменитым музыкальным преподавателем Фридрихом Виком и совершенствовался под его началом.

  • Симфонические этюды, соч. 13.

В 1826 году отец умер, а через четыре года Роберт бросил университет, чтобы больше ничто не отвлекало его от музыки.

Творчество

После того, как Роберт посетил пасхальный концерт Никколо Паганини во Франкфурте, он пришел к выводу, что вся его жизнь – борьба «между музыкой и законом». С разрешения матери Шуман отправился в Лейпциг, где продолжил брать уроки игры на фортепиано у Фридриха Вика.
Увы, несмотря на заверения мастера, Шуману было не суждено стать виртуозным пианистом. Есть несколько версий, но все сходятся в одном: Роберт серьезно повредил палец на правой руке, что закрыло ему путь к совершенному владению клавишным инструментом. Возможно, это произошло из-за травмы в результате использования тренажера: запястье там фиксировалось, а движения пальцев затрудняла необходимость распрямлять пружины. Хотя, по мнению некоторых специалистов, использование тренажера, напротив, должно было излечить от непроизвольных сокращений мышц руки. Так или иначе, Шуман отказался от концертной карьеры и целиком посвятил себя композиции, начав изучать теорию музыки у Генриха Дорна – дирижера Лейпцигской оперы.

  • Фантазии, соч. 73.

В 1831 году Роберт написал свою первую критику – эссе о вариациях Фредерика Шопена на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан», опубликованное во «Всеобщей музыкальной газете». Впоследствии на стыке литературных и музыкальных идей Шумана сформировались «Бабочки («Papillons», соч. 2) – музыкальное изображение событий в романе Жана Поля «Озорные годы».

  • Бабочки, номер 2, «Заключение».

Кроме того, Шуман стал выпускать «Новую музыкальную газету», которую сам редактировал в 1835-1844 годы. На ее страницах он выступал за развитие нового направления в музыке, которое отвечало бы эстетическим принципам романтизма. В его основу должны лечь чувства, переживания, эмоции.
Будучи уважаемым музыкальным критиком, Роберт Шуман обратил внимание широкой публики на творчество Иоганнеса Брамса, лестно отозвавшись о молодом таланте.

  • «Крейслериана», соч. 16.

Всего Шуман написал более 300 сочинений для одного голоса с фортепиано (например, «Мирты», «Любовь и жизнь женщины») и множество произведений для фортепиано («Братство Давида», «Карнавал», «Симфонические этюды», «Крейслериана», «Ночные пьесы»); увертюры к «Мессинской невесте», «Юлию Цезарю», «Герману и Доротее»; концерты для фортепиано и виолончели; оратории «Рай и Пери» и «Паломничество розы»; мессу, «Реквием по Миньоне», 11 дуэтов, 41 хор, мелодекламации и музыку к поэме Байрона «Манфред» – одно из самых глубоких сочинений Шумана.

  • «Танцы давидсбюндлеров», соч. 6, IX.

Личная жизнь

Клара Шуман (в девичестве – Вик; 1819-1896) считается одной из выдающихся пианисток эпохи романтизма. Еще она известна как преподавательница и композитор. Девочка росла в творческой семье: ее мать была концертирующей певицей и пианисткой, отец – кантором в Плауэне, дед – известным флейтистом и создателем этого музыкального инструмента.
После развода отец Клары, Фридрих Вик, посвятил себя ее обучению. Музыкальный талант дочери стал для него отличным способом проявить свой талант педагога: уже в девять лет девочка играла в Лейпциге, в концертном зале Гевандхаус, а когда исполнилось одиннадцать, состоялся ее официальный сольный дебют.

  • Карнавал, соч. 9, II «Пьеро».

В возрасте восьми лет, выступая в доме доктора Кара, Клара познакомилась с Робертом Шуманом. Он тогда целый год жил в семье Виков, обучаясь у Фридриха игре на фортепьяно. Клару восхитили талант юноши и его умение сочинять музыку.

Клара и Роберт сблизились через восемь лет, но Фридрих Вик был категорически против их отношений: именитый музыкант не хотел, чтобы дочь связала судьбу пусть и с амбициозным, но небогатым композитором, к тому же не способным заработать на фортепианных концертах. В этот момент у Шумана уже был поврежден палец, и он не мог играть.
Между молодыми людьми завязалась переписка, которой всячески препятствовал отец Клары. Девушка была вынуждена писать письма тайно. В 1839 году молодые люди устали прятаться и подали жалобу в суд Лейпцига, чтобы обязать Фридриха дать согласие на брак. В честь свадьбы Клара получила в подарок цикл романтических песен «Мирты».

  • Мирты, соч. 25 «Посвящение».

В браке она продолжила концертную деятельность, что раздражало Роберта. Несмотря на это, Клара по-прежнему выступала: доходы от ее концертов составляли значительную долю в доходах семьи, а исполнение произведений Шумана сделало его популярным композитором. Несмотря на частые выступления и яркую музыкальную карьеру, Клара родила восемь детей.

Клара тоже сочиняла музыку, но Роберт не одобрял творчество супруги: ее произведения казались ему слишком легкомысленными и простыми, и он требовал максимального сходства с собственными работами. Впоследствии критики с трудом могли определить, какие произведения кем написаны.
Клара всю жизнь стремилась популяризировать творчество мужа, была одной из главных исполнительниц написанных Шуманом произведений.

Культурное наследие

Во времена Роберта Шумана общество ценило, прежде всего, виртуозность исполнения, а не наполнение или особенности построения музыкального произведения. Композитору же удалось создать глубокие, эмоционально насыщенные сочинения, отражающие его внутренний мир. Временами меланхоличный и вдумчивый, иногда – страстный и яркий, Роберт Шуман отразил в музыке все многообразие своей личности. И хотя у него много крупных сочинений, наибольшее значение имеют романсы и фортепианные вещи, отдельные или собранные в сюиты, соединенные тематически или общим содержанием.

  • Альбомные листы, соч. 124 XIX «Фантастическая пьеса».

Новаторство Шумана позволило подчинить форму поэтическому образу, гармонии и мелодии. Его ритмика своеобразна: иногда все будто застывает, а порой взрывается фейерверком неожиданностей.

Романтизм пронизывает все сочинения Шумана. Он чувствуется и в ярких романтических сюжетах, и в страстности изложения, и в субъективности отражения себя, героев, природы.

  • Утренние песни, соч. 133, III.

Даже критические статьи не избежали влияния романтической натуры автора: ведя в своей газете полемику с самим собой, Шуман создал два противоположных образа – пылкого Флорестана и куда более спокойного, даже меланхоличного Эвсебия. Читатели долго не догадывались, что за двумя псевдонимами скрывается один человек. Кроме того, Шуман рассказывал о тайном «Братстве Давида», на проверку оказавшемся плодом его фантазии.

Сегодня имя Роберта Шумана носят Международный конкурс исполнителей академической музыки Германии и музыкальная премия, учрежденная мэрией Цвиккау. Награждение традиционно происходит 8 июня, в день рождения композитора. В этих мероприятиях принимают участие музыканты, дирижеры и музыковеды, которые внесли значительный вклад в популяризацию творчества Шумана.

Похоронен Роберт Шуман на старом кладбище в Бонне, в 1856 году. Позже, в 1896 году, там же была похоронена и Клара.

Список использованной литературы:

  1. Амброс А.В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество / Пер. с нем. А.Н. Серова; [Текстол. подгот. и коммент. Вл. Протопопова]. – М.: Музыка, 1988. – 59, [2] с.
  2. Житомирский Д.В. Роберт Шуман: (Очерк жизни и творчества). – М.: Музыка, 1964. – 880 с. – ([Классики мировой музыкальной культуры]).
  3. Кочетов Н.Р. Очерк истории музыки / Кочетов Н. Р. – М.: Юрайт, 2020. – 207, [2] с. – (Антология мысли).
  4. https://www.belcanto.ru/schumann.html  – Роберт Шуман.
  5. https://biographe.ru/znamenitosti/robert-shuman  – Роберт Шуман.