Предлагаем вам совершить виртуальное путешествие по пути в нашу библиотеку.
А теперь, подробный рассказ об истории зданий и сооружений, с которыми вы познакомились на слайдах презентации.
В вестибюле станции метро «Чкаловская» часто можно видеть группы совсем молодых людей и людей постарше, они собираются здесь, чтобы идти на очередной семинар в Санкт-Петербургской библиотеке для слепых и слабовидящих. Они, конечно, торопятся и не всегда успевают рассмотреть те здания, которые встречаются им по пути. Попробуем восполнить этот пробел. Итак, мы вышли из метро.
За спиной у нас здание станции метро «Чкаловская».
Станция метро была открыта 15 сентября 1997 г. Построена по проекту архитекторов В.С. Волонсевича и А.С. Константинова. Вестибюль станции решен в виде большого серебристого крыла, врезанного в гранитную входную лестницу, его фасады остеклены. Само здание стоит на высоком стилобате. Перрон подземного зала построен в виде взлётно-посадочной полосы с соответствующей разметкой. Торец подземного зала украшает изображение Икара, устремленного ввысь.
Светильники напоминают лопасти вертолета и крылья самолета одновременно. Словом, всё здесь указывает на связь с авиацией. Да и расположена она на пересечении Большой Зелениной улицы и Чкаловского проспекта, который назван так в честь Героя Советского Союза Валерия Чкалова. «Магистраль районного значения» на всем её протяжении стала именоваться в честь легендарного летчика с 15 декабря 1952 года. Он жил на Теряевой улице — ныне улица Всеволода Вишневского, д.21.
Перед входом установлен бюст Валерия Чкалова на гранитном постаменте, выполненный скульпторами В. Свешниковым и А. Чаркиным из бронзы.
Памятный знак поставили в честь 60-летия беспосадочного перелета Валерия Чкалова из Москвы в США через Северный полюс. На месте посадки АНТ-25 в Ванкувере тоже воздвигнут обелиск с бронзовой доской, врезанной в гранит, на которой изображен самолёт, распростерший свои крылья над Северным полюсом. На углу Чкаловского проспекта и Пионерской улицы находится ещё один памятник Валерию Чкалову.
Бетонный бюст создал азербайджанский скульптор Ягуб Имранов, который жил в доме на Чкаловском проспекте, дом 1. В 2010 году рядом с бывшим «нелегальным» памятником появился Чкаловский сквер, а стены жилого дома, обращенного к памятнику, украсились космической композицией, куда включены портреты знаменитых лётчиков и космонавтов, которые оставили след в развитии авиации и космонавтики в нашей стране.
Но вернемся к цели нашей прогулки. За спиной у нас Зеленинский сад, скорее садик.
Раньше это была большая зелёная зона, занимавшая пространство между Ропшинской и Большой Зелениной улицами, и чуть больше половины пространства между Геслеровским и Малым проспектами. На этом месте планировалась постройка павильона катка. Проект павильонов катков есть в архиве. (ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 7702. Чертежи построек (дома и павильонов искусственного катка) на участке, принадлежавшем В.М.Аверину, А.В.Авериной и К.В.Чудиновой, А.К.Корнилову по Большой Зелениной ул., 10, 12, Ропшинской ул., 27 и Геслеровскому пер., 28).
Земля принадлежала купцу А.К. Корнилову, который занимался мясной торговлей. В 1916 году Корнилов сдал землю в аренду, возведению павильона, видимо, помешала Первая мировая война, но каток заливали. Есть интересное описание этого района в книге Галины Пржиборовской о Ларисе Рейснер, жившей на Большой Зелениной «…Тихие улицы, плохо мощённые, пестреющие буколистическими вывесками мелочных лавочек… низкие, покосившиеся деревянные дома. На окнах герань, флаконы из-под духов, пузатые с красными цветами чайники. Доносится шум швейной машинки и запах бедности. <…> за дощатым забором находились огороды. Зимой всё это пространство заливалось водой и огороды превращались в каток «Монплезир». На льду местами, особенно по углам, торчали чёрные кочерыжки капусты». На архивных фотографиях, действительно пустырь.
В 1929 г. архитекторы Л. А. Ильин и Е. И. Катонин разработали проект озеленения рабочих кварталов Петроградской стороны. Сад был благоустроен, в нём были скамейки, фонтан, детские площадки. На карте 1934 года сад уже есть. Тогда же, вероятно, построили фонтан. Планировка сада считалась образцовой, в нем было много уголков, густо обсаженных деревьями и кустами, и он был очень любим окрестными жителями. Позднее многое было вырублено - задолго до строительства метро (чтобы никаких закрытых с улицы участков не было). У сада, конечно, была ограда - совсем простая, из прямых металлических прутьев, но после того, как Хрущев стал ездить по свету, выяснилось, что оград, якобы, нигде нет. Тогда были уничтожены ограждения многих садов и всюду стали ставить каменные банкеты. И здесь такой же появился.
Фонтан украшала скульптурная группа – купающиеся мальчики, автор скульптуры Вера Васильевна Исаева (1898-1960), которая, кстати, жила неподалеку от места установки композиции, на улице Подковырова, д. 25.
Вера Васильевна - создатель монумента «Матери-Родины» на Пискарёвском мемориальном кладбище. В годы войны, в блокадном Ленинграде она участвовала в маскировке города. Она же является одним из авторов памятников М.Горькому и А. С. Попову на Каменноостровском проспекте. Фонтан находился в самом центре сада, сохранился он и после войны. Нина Катерли в своей книге "Война и кусочек мира" пишет: «…мы побежали в Зеленин садик, куда меня водили гулять перед войной. Сад совсем не изменился, только фонтан не работал».
В начале 1950-х фонтан работал, скульптур не было. Но всегда вокруг фонтана были посажены цветы, а потом его и вовсе превратили в клумбу.
Станция метро заняла значительную часть сада. «Открытие станции метро «Чкаловская» для коренного населения квартала было сравнимо с прибытием корабля капитана Кука в Полинезию. Появился выход в большой мир, но вместе с ним – беспокойство и новые правила жизни. Недавно за станцией возвели стеклянно-бетонный многогранник нового развлекторгбизнесжилкомплекса. Среди сугубо питерских построек рубежа XIX–XX веков он выглядит инопланетным кораблем. Для нас его обитатели – невраждебные гуманоиды. Мы для них – тоже», - пишет в своей книге «Петербург. Запахи и звуки» историк В. Лапин
Поскольку мы упомянули Большую Зеленину улицу, наверное, надо сказать несколько слов о её названии.
В XVIII веке одним из значений слова «зелье» было «порох». За Карповкой, на западной оконечности Аптекарского острова, с 1710 года располагался первый в Петербурге пороховой завод, а на том месте, где мы находимся, была Зелейная слобода, в которой жили его рабочие. В 1801 году завод закрыли, оборудование перевезли на Охтинские пороховые заводы. К середине XIX века прежнее значение слова «зелье» забылось. Уже в справочнике 1820 года Большую Зелейную улицу назвали Большой Зелёной, а с 1849 года окончательно установилась современная форма – на Петроградской стороне есть Большая, Малая и Глухая Зеленины улицы.
Обратимся к Дому напротив – дому № 13 по Большой Зелениной улице, который был создан как Дом дешёвых квартир Императорского человеколюбивого общества.
В середине 1890-х гг. огромный участок земли в Петербургской части принадлежал Эмилии Ивановне Гинтер - вдове купца 2-й гильдии. По всей видимости, дама была она обеспеченная, имела несколько доходных домов, в том числе и дом № 4 на Адмиралтейской наб. (известный как Доходный дом и Театр В. А. Панаева) и дом № 9 на Большой Зелениной (сейчас это дом №13). Сама она проживала на 6-й линии В.О., в трёхэтажном доме.
В конце XIX в. Э.И. Гинтер решила продать принадлежащие ей дом и земельный участок в Петербургской части, который был ограничен Большой Зелениной улицей, Колпинским переулком и Геслеровским переулком (Так назывался нынешний Чкаловский проспект). Они были приобретены для Императорского Человеколюбивого общества (ИЧО), а располагалось оно рядом, в доме на Большой Зелениной, 11.
До постройки Троицкого моста через Неву земля на Петербургской стороне была дешёвой. «Квадратная сажень на Большом проспекте стоила от 140 до 160 рублей, рядом, на Большой Пушкарской - 70 рублей. Дёшевы окрестности Геслеровского проспекта, Большая Зеленина, Разночинные улицы - от 20 до 60 рублей за квадратную сажень. ... (Реальный Петербург: о городе с точки зрения недвижимости и о недвижимости с точки зрения истории. - Лимбус Пресс, 1999).
Участок был предназначен для постройки доходного дома. В 1900 году журнал «Строитель» помещает заметку: «Постройка дома дешёвых квартир Императорского человеколюбивого общества близится к концу. В настоящее время приступлено к отделке наружных и внутренних частей здания. Дом выходит на Б. Зеленину, Геслеровскую, Колпинскую и Ораниенбаумскую улицы и занимает пространство в 2,000 квадратных сажен. По фасаду на Б. Зелениной ул. пролагается бульвар. На двух внутренних дворах посажены деревья. Наружные стены дома украшены лепными изображениями, башенками и балконами. Дом вмещает в себе 140 квартир, со всеми удобствами. Квартиры состоят из 2-7 комнат и плата за них установлена от 25-100 руб. в месяц, с дровами. При устройстве электрической станции на Петербургской стороне, здание тоже будет освещаться электричеством. Как известно, Человеколюбивое общество приобрело для постройки дома дешёвых квартир 4,000 кв. сажен. Оставшиеся 2,000 кв. с. будут употреблены под постройку усовершенствованной платной больницы с амбулаторными приёмными. К работам по возведению её будет приступлено в следующем строительном сезоне. Открытие же дома дешёвых квартир последует в октябре текущего года».
Здание было построено по проекту архтектора М. Ф. Гейслера. С февраля 1889 года он состоял членом Императорского человеколюбивого общества и архитектором при Исидоровском доме убогих и при институте слепых девиц. По его проектам были построены Ольгинский детский приют трудолюбия; здание Убежища для престарелых сценических деятелей. В этом доме жили: до 1917 года зоолог А. А. Бялыницкий-Бируля, некоторое время здесь проживали художники В.П. Верещагин и Б.М. Кустодиев, сын Н.М. Чернышевского, а затем и его внучка. Планам о строительстве больницы не суждено было исполниться, но давайте хотя бы посмотрим, где она должна была располагаться.
Перейдем Большую Зеленину улицу. Пройдем по Колпинскому переулку, который был частью Колпинской улицы (да, на Петроградской стороне встречаются такие «угловатые» улицы).
И завернем в Ораниенбаумский садик, тот самый, что служит памятником неосуществленных планов Человеколюбивого Общества и радует местных жителей возможностью прогулок. Здесь резвятся малыш из соседнего детского сада и взрослые сидят на скамейках, радуясь зелени, тени деревьев. Зайдем и мы в этот симпатичный садик.
За деревьями, на противоположной стороне Чкаловского проспекта мы видим здание школы. Школа появилась там уже в послевоенные годы, в 1956 году. В конце 19 века на этом месте находился комплекс благотворительных учреждений Императорского Человеколюбивого общества. Сначала было построено здание ремесленного приюта. Возведено в 1878 - 1879 годах по проекту академика архитектуры А.И. Вальберга. Затем появилось здание приюта с мастерскими. В 1892 - 1893 г. произведено расширение этих зданий архитектором А.В. Маловым. Комплекс ИЧО занимал земельный участок вплоть до Петрозаводской улицы. В правой части комплекса, ближе к Петрозаводской улице, Малов возвел большую домовую церковь в три света в византийском стиле, который был надстроен и расширен по проекту Н.Н. Щербины-Крамаренко. Храм носил имя свт. Иоанна Милостивого. Храм закрыли в 1929 г.
Справочник «Весь Петербург» за 1913 год приводит сведения об этих учреждениях: «Лечебница для приходящих; Исидоровский дом убогих с отделением для неизлечимого имени благотворителя К. К. Злобина; Заведение для призрения женщин привилегированного сословия; Императорский институт слепых Императорского Человеколюбивого общества».
В тридцатые годы здесь находилась трикотажно-вязальная артель инвалидов войны и труда «ЛИТТА». Ни одна из этих построек не сохранилась. В начале блокады здания комплекса сильно пострадали от артобстрелов и позднее были разобраны. На их месте разбили бульвар.
Как на настоящей экскурсии, посмотрите направо. Справа от нас от Ораниенбаумская улица, она протянулась от Большого проспекта до Чкаловского.
В XIX веке улица именовалась Односторонней, поскольку была застроена только по одной (западной) стороне. В конце XIX века получила свое нынешнее название, происходящее от пригорода Санкт-Петербурга, как и многие улицы Петроградской стороны.
По Ораниенбаумской улице, 27-29 расположен комплекс зданий Печатного двора. Здания был построены в 1907-1910 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа при участии архитектора Людвига Шрётера. Типография для печатания законов и законодательных бумаг открылась в 1827 г. по указу Николая I. В ней печатались отчеты и проекты Государственного Совета тиражом в 6 экземпляров: 2 экземпляра на дорогой бумаге на подпись императору. Работа в типографии велась по военному образцу, прием на работу по рекомендации. В начале ХХ в. Типография стала печатать также документы Государственной думы. Мощностей заведения не стало хватать и было принято решение о постройке нового печатного комплекса.
По своим размерам и техническому оснащению типография не имела аналогов в России. Комплекс включал общежитие, чайную, столовую на 400 мест, амбулаторию. В центре комплекса размещен печатный цех - отдельное, освещенное со всех сторон и сверху через стеклянный купол, здание. Вокруг него - другие цеха и помещения. В 1930-х гг. комплекс типографии был расширен со стороны Чкаловского проспекта и Ораниенбаумской улицы новыми корпусами.
А теперь мы развернемся по направлению к Большому проспекту и посмотрим на дом, стоящий на углу Ораниенбаумской улицы и Колпинского переулка.
К яркому примеру модерна это здание отнести нельзя, но есть безусловные приметы. Цокольный этаж украшен гранитной щепой с вкраплениями известняка. Посмотрите какие мощные эркеры трехгранной и четырехгранной формы, один прилепился над входом в парадную. Парадные закрыты, но мы все же заглянули туда. На принадлежность модерну указывают перила на лестнице - завитки, напоминающие растения. И конечно, камин. Даже ужасная краска не скрывает от нас изображение подсолнухов.
Видимо, здание было построено уже на "закате" модерна и, может быть, архитектор был стеснен в финансовых средствах. Здание построено в 1912 году по проекту гражданского инженера Владимира Леонидовича Назимова Вообще это единственная постройка архитектора в нашем городе.
В.Л.Назимов – инженер-архитектор, из псковских дворян. Окончил Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров. Служил епархиальным архитектором во Пскове. Автор проекта по укреплению холма и благоустройству площадки некрополя Ганнибалов-Пушкиных в Святогорском монастыре к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Занимался церковным строительством. С 1908 по 1914 годы Назимов был смотрителем зданий Императорского придворного оркестра. После революции эмигрировал, работал в Эстонии. Свой последний приют он нашёл в Литве, в имении Маркучяй, куда он приехал по приглашению Варвары Алексеевны Пушкиной, жены Григория Александровича Пушкина. В 1905 году она овдовела и пригласила архитектора с тем чтобы избавить имение от долгов и подготовить к передаче Русскому Пушкинскому обществу. С марта по октябрь 1941 года он был директором музея-усадьбы. До того времени, когда в Литву вошли немецкие войска, уже разорявшие усадьбу в 1917-1919 годах.
Литературный музей А.С. Пушкина в Литве был создан в 1940 г. Жилой дом (здание музея), за исключением каменной пристройки и некоторых элементов отделки, сохранился в неизменном виде до наших дней. В 1999 г. музей А.С. Пушкина получил новую жизнь: проведен ремонт, обновлена экспозиция, приведены в порядок семейное кладбище Г.А. и В.А. Пушкиных и часовня Св. Варвары.
Мы с вами проходим мимо шестиэтажного кирпичного дома, построенного в 1970 году (Ораниенбаумская улица, дом 20).
При своей внешней простоте он прекрасно вписывается в застройку Петроградской стороны. Автор проекта – Наталья Николаевна Клишевич. Она была в числе авторов планировки и застройки дома №7 по Большой Зелениной улице, дома №40 на 17-й линии ВО, кварталов в Петергофе, Шувалове-Озерках. Муж Натальи Николаевны архитектор Александр Викторович Васильев не был призван в действующую армию. В блокадном городе он создавал антифашистские плакаты, а в 1944 году стал главным оформителем выставки "Героическая оборона Ленинграда". Под его руководством был создан ансамбль Пискарёвского мемориала.
Дом №21 по Ораниенбаумской улице построен в 2000 году по проекту ООО «Архитектурная мастерская Апостола».
Но нас интересует не столько сам дом, сколько то, что раньше находилось на этом месте. До его постройки здесь находился автошиноремонтный завод. А ещё раньше на территории этого дома и на противоположной стороне улицы непродолжительное время находилась Авиационная фабрика. Предприятие принадлежало лётчику-инструктору В.В. Слюсаренко его жене, тоже лётчице, первой российской женщине-авиатору Лидии Зверевой. В 1911 году она в числе трёх первых учеников авиационной школы «Гамаюн», двое из которых были мужчины, получила диплом авиатора с номером 31.
Из дневников Зверевой: "Думаю начать, как и большинство моих коллег, с показательных полётов, затем займусь инструкторской работой и, наконец, буду обязательно строить и испытывать аэропланы». В 1913 году вместе с мужем в апреле 1913 года она открыла в Риге авиашколу и авиационные мастерские. С началом 1-й Мировой войны мастерские Слюсаренко и Зверевой были перебазированы в Петроград и действовали как небольшой завод. До мая 1916-го года предприятие выпустило для фронта около восьмидесяти боевых машин — «Фарманов», «Ньюпоров» и «Моранов», в модели которых было внесено много технических новшеств.
Дом на углу Ораниенбаумской улицы и Малого проспекта возведен в 1912-1913 году по проекту архитектора Ипполита Александровча Претро.
Владелец дома Карл Тено Дидвиг занимался малярными подрядами. Прнадлежащий К.Т. Дидвигу дом на Подрезовой улице также проектировал И. А. Претро. И при строительстве знаменитого «Дома с совами» на Большом проспекте Петроградской стороны штукатурными работами занимался также подрядчик К.Т. Дидвиг.
Мы переходим Малый проспект, осталось буквально несколько шагов до библиотеки, но мы должны посмотреть на ещё один дом.
В этом месте Малый проспект делает небольшое отклонение влево и дом чуть выступает за границу участка. Семиэтажный доходный дом построен по проекту Василия Васильевича Шауба в 1914 году. Он стал важным композиционным акцентом в этой части Малого проспекта. Угловой эркер, объединяющий пять этажей, венчается архитектурной деталью с изображением орла, распростершего крылья.
Строился он для одного человека, буквально через пару месяцев перешёл к другому. Третьим владельцем дома в 1915 году значится И.И. Брадучан. Кто же он такой? Я нашла двоих: один по сведениям сайта Памяти героев Великой войны 1914–1918 (https://gwar.mil.ru/heroes/) пропал без вести в августе 1914. Другой - участник Белого движения, взят в плен. О дальнейшей его судьбе ничего неизвестно.
Ну вот мы и пришли к цели нашего небольшого путешествия, к зданию библиотеки.
В 1872 году, в год двухсотлетия со дня рождения Императора Петра Первого в одной из беднейших окраин, на Петербургской стороне было основано благотворительное обществ, названное Петровским.
Сначала Общество занималось раздачей денежных пособий и вещей. Затем учредили Приют для детей обоего пола в возрасте от 6 до 12 лет. Спустя два года появилась Богадельня для постоянного призрения престарелых женщин, вначале она находилась в квартире, которую пожертвовала вдова полковника Лисенкова, мест не хватало. И было решено строить дом.
Вы, наверное, обратили внимание, что наше здание состоит из трех частей. Первый дом был построен в 1881 году.
Купец Александр Иванович Кашинцов пожертвовал обществу наличными 30.000 рублей, а его супруга Наталья Степановна – пустопорожнее дворовое место по Стрельнинской улице для строительства трёхэтажного каменного дома. (Так хочется верить, что он – потомок одного из двух братьев Кашинцовых, приехавших в Санкт-Петербург в 1722 году).
Здание было возведено хозяйственным способом при участии архитекторов А.А.Зографа и А.И.Аккермана. В здании разместились приют и богадельня. Освящение состоялось 22 октября 1881 года, в день Казанской иконы Божией Матери. Потом был приобретен деревянный дом, смежный с выстроенным, помещения приюта и Богадельни были расширены, проведён водопровод. Детей из приюта стали обучать грамоте и церковному пению.
Зажиточные домовладельцы вносили пожертвования. Самым последним появился дом по Стрельнинской ул., 11, проект которого бесплатно составил архитектор В. А. Лучинский. В 1888 году Совет Петровского общества вспоможения бедным в приходе Введенской церкви вносит прошение о постройке каменного трехэтажного лицевого строения, Петербургской части, 2 участка по Стрельнинской улице, N 9 и 11, и Ораниенбаумской.
Чудесное спасении царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года побудило желание членов общества увековечить память о событии открытием Дома Трудолюбия и сооружения храма при нем. 15 мая 1889 года был заложен первый камень дома. 17 октября1890 г. в здании был открыт Дом трудолюбия для женщин, которые занимались пошивом одежды, и при нем – школа кройки и шитья для 50 девочек. Они обучались кройке, шитью платьев и белья, вышиванию, вязанию, изготовлению шляп. Попечительницей Дома трудолюбия с его основания состояла почетный член общества О.И. Дубышева.
30 августа 1890 года в день памяти Св. Благоверного Александра Невского при большом стечении жителей Петербургской стороны был совершён молебен и водружены кресты и подняты пять колоколов, на одном из которых была высечена надпись «Петровским обществом в память чуда 17 октября 1888 г.».
Внутреннее убранство храма в византийском стиле было поручено гражданскому инженеру Семену Ивановичу Андрееву.
Вдова купца О.П. Дубышева (урожденная Кашинцова) внесла деньги на расходы по украшению храма, приобретение иконостаса и икон. Известные художники пожертвовали свои произведения: И.Е.Репин - образ Спасителя, он был помещен в резном киоте дубового дерева, в бронзовой раме с имитацией драгоценных камней.
Престольный образ Св. благоверного Александра Невского поступил от М.И. Щербатова, два образа Спасителя от реставратора Эрмитажа Т.Е. Романова, от В.М. Васнецова - копия иконы «Божией Матери с Предвечным Младенцем“, написанной им для Киевского Владимирского собора. В нижней части царских врат икона работы М.П. Клодта.
Средняя часть храма в два света. Двенадцать окон с разноцветными стеклами изготовлены на зеркальной фабрике Оффенбаха.
Освящение храма, на котором присутствовал Иоанн Кронштадский, состоялось 11 октября. Настоятелями церкви были о. Александр Стретов, о. Сергий Тихомиров, о. Дмитрий Якшич. Храм был окончательно закрыт 9 января 1922 года и 25 октября 1925 года ликвидирован. После закрытия храма какое-то время там располагались призреваемые старушки.
Сейчас в бывшей домовой церкви Св. благоверного князя Александра Невского, в прекрасном светлом зале библиотеки, проходят конференции, музыкальные вечера.
В 1924 года был создан Ленинградский Губернский отдел Всероссйского общества слепых. В организацию вступило более 200 человек. При общежитии на Песочной улице находился клуб слепых. Незрячие хотели учиться, мечтали о театральных постановках. Помещение совсем не отвечало задачам организации. К великой их радости 7 января 1927 года Центральному клубу слепых предоставили помещение на Стрельнинской улице, 11.
В 1925 году по решению Президиума ВОС в здании уже была организована музыкальная артель слепых «Музарс», которая закупала старые пианино и рояли и под руководством преподавателя музыкального техникума для слепых Г. К. Штобе производила настройку и ремонт инструментов. В этой мастерской проходили практику и курсанты Центрального музыкального техникума для слепых.
В 1929 году Центральный клуб был переименован в Дом просвещения слепых, ему присвоили имя В.А. Шелгунова. Духовой оркестр под руководством И. Скробота стал одним из лучших оркестров в Ленинграде в довоенное время. С увлечением занимались незрячие в драматическом кружке, которым почти 30 лет руководила опытный педагог и режиссер Н.В. Назимова-Добужинская. В бывшем помещении домовой церкви расположился актовый зал, а библиотека разместилась на хорах, затем получила помещение на первом этаже, слева от входа.
В этом же здании находилось Правление городской организации ВОС, типография журнала Путь ВОСовца. Домпросвет продолжал работать даже в осаждённом городе. Все мастерские летом 1942 года были переведены на Петроградскую сторону. Домпросвет предоставил свои помещения под производство маскировочных сетей, орудийных банников и другой необходимой фронту продукции. Туда же были переселены и многие семьи незрячих.
Библиотека продолжала работать. Значительно сократилось число читателей, но книга стала ещё более близким другом. Она помогала коротать холодные, тёмные вечера, тревожные ночи. Книжный фонд во время блокады сильно пострадал, многие уезжающие не сумели вернуть книги. Пропали книги у погибших – собирать не было возможности. По окончании войны библиотеку быстро восстановили. Через года четыре книжный фонд по сравнению с довоенным удвоился. В апреле 1956 года наступил новый период в развитии библиотечного дела слепых в Ленинграде. Для размещения фондов библиотеки был предоставлен один этаж дома №20 на улице Ленина, а к 1961 году библиотека перешла в подчинение Ленгорсовету.
В 1967 году незрячие люди получили современное красивое здание на улице Шамшева, д. 8, а библиотека получила помещение второго этажа. В те годы Дом культуры им. Шелгунова часто посещали иностранные делегации, не оставляя своим вниманием и библиотеку. Между тем фонды библиотеки росли. В имеющихся очень скромных помещениях библиотека не могла развиваться дальше. И в 1986 году ей передали часть помещения на Стрельнинской улице. На Стрельнинской, 11 часть здания была занята под квартиры, начался долгий процесс расселения.
Сейчас библиотека занимает все здание. Сегодня это одна из крупнейших специализированных библиотек в России.
Библиотека обслуживает все категории людей с проблемами зрения и ограниченными возможностями здоровья. Проводит концерты, лекции, мастер-классы, конкурсы, участниками которых становятся не только люди с ограниченными возможностями здоровья, но и все желающие.
Библиотека располагает собственным издательским отделом и звукозаписывающей студией. Предмет особой гордости – редчайший книжный фонд, отражающий проблемы слепых по самым различным направлениям: истории, офтальмологии, социологии, реабилитологии, тифлопедагогике, персоналиям незрячих.