«Журнальный зал»

Июнь 2024


По страницам журналов «Библиосфера», «Научные и технические библиотеки» и «Школьная библиотека» за 2023 год

Данный обзор посвящен материалам, которые были опубликованы в 2023 году в профессиональных журналах «Библиосфера», «Научные и технические библиотеки» и «Школьная библиотека». До сих пор в наших обзорах мы не рассматривали статьи из этих изданий. Два из них относятся к научным и ориентированы на специалистов научных, технических и универсальных библиотек, третий скорее предназначен для практиков – библиотекарей школьных библиотек, а также всех, кто работает с юными читателями.
Журналы, о которых мы говорим сегодня, доступны в полнотекстовой базе ИВИС – на нее наша библиотека подписана не первый год. Напомню: ИВИС – универсальная и первая онлайн-база данных, содержащая наиболее важные профессиональные периодические издания на русском языке, посвященные теории и практике библиотечного дела. В ней представлены ключевые библиотековедческие журналы России. ИВИС постоянно обновляется за счет добавления новых номеров и позволяет вести поиск по архиву. вначале идут актуальные журналы, затем те, чей выпуск временно приостановлен, и, наконец, архив закрытых изданий. База ориентирована на библиотекарей, библиографов, специалистов служб информации и аналитиков.
Поговорим о каждом журнале.

Журнал «Библиосфера» учрежден Государственной публичной научно-технической библиотекой Сибирского отделения РАН – самой большой научно-технической библиотекой за Уралом и учрежден 23.09.2004 Президиумом СО РАН. Это первый в Сибири научный и научно-практический журнал по проблемам библиотековедения, библиографоведения, книговедения, библиотечной информатики и смежных наук, а также наукометрии. В нем можно найти результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, описания передового опыта в названных областях; сведения об итогах работ, проведенных с использованием наукометрических и библиометрических методов. Кроме того, этот журнал содержит оригинальные научные статьи, обзоры и дискуссии, а также рецензии на заслуживающие внимания монографии, учебники, учебные пособия. Входит в Перечень ВАК.

  • Нещерет М. Ю. Справочно-библиографическое обслуживание: выход за рамки классической модели / М. Ю. Нещерет // Библиосфера. – 2023. – № 1. – С. 14-21. – Библиогр.: С. 20-21.

В статье дана краткая характеристика моделей справочно-библиографического обслуживания, получивших распространение в настоящее время. Цель статьи – показать тенденции развития справочно-библиографического обслуживания в условиях внедрения информационных (а позднее и цифровых) технологий. Автор прослеживает эволюцию справочно-библиографического обслуживания в аспекте расширения спектра предоставляемых информационных услуг и приходит к выводу, что в период внедрения информационных технологий проявилась тенденция интеграции различных видов информационных услуг и, как следствие, выход справочно-библиографического обслуживания за рамки классической модели, что требует ее корректировки с учетом информационных потребностей пользователей нового поколения.

  • Плешкевич Е. А. Государственно ориентированная советская модель библиотечного обеспечения коммуникации науки и общества / Е. А. Плешкевич // Библиосфера. – 2023. – № 1. – С. 7-13. – Библиогр.: С. 12-13.

Статья посвящена истории деятельности советских библиотек в плане коммуникации между обществом и наукой. Автор рассматривает государственно ориентированную служебную модель, которая сформировалась в СССР, как инструмент социального управления посредством политического и научно-технического просвещения. Он делает выводы, что советская модель организации библиотечной коммуникации между наукой и обществом:
1) носила вертикальный, систематический и директивный характер, обеспечивая, с одной стороны, формирование естественно-научного материалистического мировоззрения вкупе с пропагандой советской науки и ее достижений, с другой – противодействие лженауке и религиозному мировоззрению;
2) была эффективна в условиях борьбы с безграмотностью и начального политического и естественно-научного (научно-технического) просвещения. Достижение советскими читателями более высокого уровня развития во второй половине 1970-х – 1980-х годов показало, что модель постепенно исчерпала свой потенциал. Это, в свою очередь, потребовало разработки новых форм организации библиотечного дела и технологий управления библиотечным чтением, ориентированных на хорошо образованного и активного читателя.

  • Курмышева Л. К. Деятельность российских библиотек по распространению научного знания / Л. К. Курмышева // Библиосфера. – 2023. – № 3. – С. 49-57. – Библиогр.: с. 56-57.

Тема распространения научного знания в обществе актуальна на любом этапе его развития. А библиотека, как наиболее доступное учреждение культуры, способна обеспечить распространение данного знания среди всех социальных слоев населения. В статье представлены результаты исследования деятельности ведущих российских библиотек по продвижению научного знания, которое проводилось в конце 2022 и начале 2023 года. Анализ сайтов исследованных библиотек показал, что как учреждения культуры они проводят достаточно много разных массовых мероприятий, однако их научное или научно-популярное содержание не всегда подтверждается. В итоге сделаны выводы:
1) мероприятия по популяризации науки присутствуют, в среднем, в 33% исследованных библиотек;
2) наиболее популярной формой подобных мероприятий является лекция приглашенного докладчика;
3) мероприятия рассчитаны, в основном, на молодежь.

  • Юкляевская А. В. Рекомендательные библиографические ресурсы для продвижения научных знаний на веб-сайтах библиотек России / А. В. Юкляевская // Библиосфера. – 2023. – № 1. – С. 65-72. – Библиогр.: С. 71-72.

Цель статьи – показать результаты исследования рекомендательных библиографических ресурсов в библиотеках России для популяризации науки, продвижения научных знаний, формирования научного мировоззрения и развития научной грамотности. Были рассмотрены рекомендательные библиографические ресурсы на 87 сайтах библиотек. Выявлено 750 подобных ресурсов, из них 280 (27%) нацелены на распространение современных научных знаний. Установлено, что в ходе продвижения научных знаний библиотеки активнее всего используют обзоры, электронные тематические коллекции, подборки, выставки и рекомендательные списки; реже – рекомендательные библиографические указатели, путеводители, дайджесты, картотеки и библиографические справочники.
Автор делает вывод, что в деятельности библиотек по распространению научных знаний рекомендательные библиографические ресурсы пока не занимают достойного места, несмотря на их решающую роль в целенаправленном и систематически организуемом самообразовательном чтении, открывающем широкие возможности для формирования научного мировоззрения.

Ежемесячный научно-практический журнал «Научные и технические библиотеки» основан в 1961 году, учредитель и издатель – Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ). Появление журнала обусловлено бурным развитием сети технических и научно-технических библиотек, методическое руководство которой возложили на ГПНТБ. «Научные и технические библиотеки» предназначены для специалистов библиотечно-информационной и родственных отраслей. Издание освещает деятельность библиотек; служб научно-технической информации, вузов культуры и искусства, издательских, книготорговых и других смежных организаций. На его страницах публикуются статьи по всем направлениям библиотечно-информационной деятельности, таким как информационные технологии, теория и методология, терминология, история библиотек, повышение квалификации и непрерывное образование кадров, книговедение, а также аналитические обзоры и рецензии на новинки профессиональной литературы. Входит в Перечень ВАК.

  • Гендина Н. И. Позиционирование услуг на официальных сайтах центральных библиотек субъектов Российской Федерации / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Л. Н. Рябцева // Научные и технические библиотеки. – 2023. – № 7. – С. 48-63. – Библиогр.: с. 61.

Позиционирование услуг на официальных сайтах библиотек рассматривается как важный способ повышения их конкурентоспособности и обеспечения роста количества читателей и удаленных пользователей. В статье, посвященной этой теме, представлены результаты исследования позиционирования услуг центральных библиотек (ЦБ) 77 субъектов Российской Федерации на их официальных сайтах, проведенного в 2021-2022 годах. Выявлено противоречие между диверсификацией услуг, оказываемых ЦБ субъектов РФ, и сложностью обнаружения полной и точной информации об услугах удаленным пользователям, трудностями, возникающими при поиске конкретных услуг на сайтах библиотек. Доказано, что информация об услугах зачастую рассеяна по разным рубрикам и подрубрикам, а гиперссылки отсутствуют. Пользователей дезориентирует дублирование ряда услуг на разных баннерах.
Делается вывод, что логически прогнозируемой и четко организованной информации об услугах библиотек на официальных сайтах ЦБ субъектов РФ в настоящее время нет. Следовательно, огромные усилия библиотек, затрачиваемые на диверсификацию услуг, не отражаются на официальных сайтах, а удаленные пользователи не знают о богатом ассортименте услуг современной библиотеки. Подчеркивается, что успешность позиционирования услуг библиотеки определяется не только наличием на главной странице сайта рубрики «Услуги», но и рациональным отражением в ней многообразия услуг, которые библиотека оказывает пользователям как в традиционной, так и в электронной форме.

  • Гендина Н. И. Платные и бесплатные услуги библиотек субъектов Российской Федерации в контексте теории опекаемых благ / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Л. Н. Рябцева // Научные и технические библиотеки. – 2023. – № 6. – С. 58-72. – Библиогр.: с. 69-70.

Этот материал тех же авторов тоже посвящен услугам библиотек, но в данном случае целью статьи является анализ соотношения платных и бесплатных услуг, предоставляемых центральными библиотеками субъектов РФ (республиканскими, краевыми и областными). Проблема платных услуг в библиотеках рассматривается как с точки зрения профессионального библиотечного сообщества, так и с позиции государства. Предпринята попытка расширить теоретические основы оказания услуг в библиотеке новыми идеями отечественных экономистов, специализирующихся на изучении гуманитарного сектора экономики, в частности, на теории опекаемых благ. Теоретический анализ публикаций дополнен результатами масштабного эмпирического исследования услуг, информация о которых представлена на официальных сайтах 77 ЦБ субъектов РФ. Выявлено доминирование платных услуг и резкое сокращение доли бесплатных. Установлено, что количество платных услуг в центральных библиотеках субъектов РФ, в среднем, превышает объем бесплатных услуг в 8,4 раза. Делается вывод, что массированное механистическое внедрение платных услуг – один из опасных вызовов для библиотек, который грозит отказом от принципа общедоступности библиотек и может привести к отторжению у читателей.

  • Борисова А. А. Диагностика запросов пользовательской аудитории общедоступных библиотек: точки роста и стереотипы восприятия / А. А. Борисова, Н. Л. Микиденко, С. П. Сторожева // Научные и технические библиотеки. – 2023. – № 10. – С. 53-78. – Библиогр.: с. 75-77.

Существует рассогласованность между назначением библиотеки как социального института и ее стереотипным восприятием вовлеченными и невовлеченными аудиториями – утверждают наши коллеги из Новосибирска. Фиксируемое стереотипное восприятие библиотек как книгохранилища препятствует расширению пользовательской аудитории. Цель исследования, предпринятого авторами статьи, – диагностика запроса фактических и потенциальных пользователей библиотек, оценка смены назначения и роли библиотек как социального института в условиях расширения возможностей доступа к информационным услугам. Новизна исследования заключается в расширении представлений о потенциальной целевой аудитории библиотеки, что может стать основой для разработки инструментов коммуникации и привлечения, в первую очередь, молодежи, для взаимодействия с которой необходима гибкая подстройка способов, форматов и каналов коммуникации.

  • Маслова Ю. В. Рабочее место библиотекаря в контексте материально-технической базы библиотеки: теоретический подход и практика реализации / Ю. В. Маслова, Г. В. Матвеева, Н. А. Бабиева // Научные и технические библиотеки. – 2023. – № 3. – С. 120-135. – Библиогр.: с. 132-133.

Исследования материально-технической базы библиотек указывают на необходимость создания условий труда, позволяющих библиотекарям получать удовольствие от работы, позитивно и продуктивно осуществлять профессиональную деятельность. Правильная организация рабочего места сотрудника в библиотеке повышает его производительность труда в течение всего рабочего дня, в среднем, на 15-25%. Гармоничное сочетание пространства библиотеки с техническими средствами, мебелью, климатическим оборудованием не только улучшает имидж библиотеки, делает ее более привлекательной, но и создает оптимальные условия труда. В противном случае может возникнуть неудобство и дискомфорт, негативные эстетические переживания. Каждое рабочее место библиотекаря должно быть тщательно продумано.
Таким образом, эстетические и функциональные качества материально-технической базы современной библиотечной среды и рабочего места значимы как для пользователей, так и для сотрудников библиотек. Модернизация рабочего места библиотекаря позволяет улучшить качество профессиональной среды для повышения комфортного доступа к информации.

  • Степанов В. К. Объективные факторы снижения роли библиотек в информационной деятельности / В. К. Степанов// Научные и технические библиотеки. – 2023. – № 1. – С. 104-119. – Библиогр.: с. 118-119.

Заголовок статьи звучит довольно мрачно. В ней обосновывается объективность и закономерность падения информационной составляющей в работе библиотек и необходимость перехода на оказание услуг, связанных с аналитической обработкой информации, что предполагает включение в число основных профессиональных функций библиотекарей обязанностей, связанных со сложными аналитическими процессами: поиском и верификацией фактов, сбором и обработкой статистических и экспериментальных научных данных, составлением аналитических справок, обзоров и отчетов. Цитата: «Эта работа, требующая от сотрудников гораздо более высокой квалификации, в большей степени будет присуща научным и вузовским библиотекам, которые по выполняемым функциям приблизятся к аналитическим центрам, а, возможно, полностью их заменят. Предлагаемое решение не имеет альтернативы, поскольку только принятие на себя более интеллектуальных, значимых и одновременно трудоемких задач позволит библиотекам интегрироваться в цифровую информационную инфраструктуру на правах жизненно необходимого звена».

  • Кучмурукова Е. А. Информационная культура подростков в контексте современной парадигмы образования / Е. А. Кучмурукова, Г. А. Шаньгинова, В. В. Кучмуруков // Научные и технические библиотеки. – 2023. – № 12. – С. 130-148. – Библиогр.: с. 144-146.

Современное общество ежедневно сталкивается с огромными массивами информации, которые надо освоить и качественно переработать. Большое число интернет-ресурсов разной направленности, среди которых особое место занимают образовательные и культурно-просветительские сайты, предоставляет неограниченные возможности для распространения и использования в учебной и профессиональной деятельности разнообразных сведений. Наиболее активная группа населения, участвующая в этом процессе, – подрастающее поколение, которое отдает предпочтение интернет-ресурсам, а не традиционным печатным изданиям. При видимой готовности современных подростков использовать интернет для поиска информации выявляются проблемы выбора релевантных источников из множества тех, что выявлены в ходе работы в поисковых системах, банках или базах данных, электронных каталогах, связанные с отсутствием навыков переработки информации. Наши коллеги из Восточно-Сибирского государственного института культуры в Улан-Удэ исследовали уровень информационной грамотности современных подростков, основываясь на результатах регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников – республиканской олимпиады по информационной культуре личности (Республика Бурятия), что позволило выявить несоответствие уровня подготовки обучающихся требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС).

  • Шрайберг Я. Л. Проект «Детский Нобель» как площадка для популяризации научных знаний в современной научно-технической библиотеке / Я. Л. Шрайберг, Е. Н. Таран, Е. В. Хорошавина // Научные и технические библиотеки. – 2023. – № 4. – С. 96-106. – Библиогр.: с. 104.

Статья специалистов ГПНТБ посвящена популяризации научных знаний в библиотеке через Всероссийский научно-познавательный проект «Детский Нобель». Авторы считают, что проект будет способствовать развитию познавательной активности детей, формированию у них критического мышления и раскрытию перспектив научно-исследовательской деятельности. Знаковым является тот факт, что важная роль отведена библиотекам. Общедоступные библиотеки, обладающие необходимыми ресурсами (научно-популярные издания; электронные базы данных, подготовленные специалисты) и имеющие обширный опыт работы с детьми, могут быть хорошими популяризаторами естественно-научной грамотности для подрастающего поколения. Участие библиотек в таких инициативах поможет заявить о себе, раскрыть свои фонды, привлечь новых читателей и партнеров. Материал подробно рассказывает о целях проекта «Детский Нобель», его партнерах, о том, в каких субъектах РФ пройдет первый этап (Архангельская, Калужская, Рязанская и Саратовская области), и о том, как он будет проходить.

Журнал «Школьная библиотека» издается с 2000 года и является официальным печатным органом общероссийской общественной организации Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА). «Школьная библиотека» обеспечивает информационно-методическое сопровождение процессов модернизации российских школьных библиотек. На страницах журнала публикуются оперативные сведения о реализации Федеральной целевой программы «Развитие образования в Российской Федерации», стенограммы заседаний круглых столов, материалы конференций, интервью. «Школьная библиотека» – площадка для представления опыта любого региона. Здесь публикуются статьи теоретического и практического характера, подготовленные специалистами из сферы образования. В том числе посвященные проекту «Детский Нобель», о котором было рассказано выше.

  • Соколова Ю. В. Продвигаем научные знания вместе: Всероссийский научно-познавательный проект «Детский Нобель» / Юлия Владимировна Соколова, Елена Николаевна Таран, Екатерина Владимировна Хорошавина // Школьная библиотека. – 2023. – № 1. – С. 43-47. – Библиография: с. 47;
  • Тютюнник В. М. «Нобелевским премиям – 120 лет!» / Вячеслав Михайлович Тютюнник // Школьная библиотека. – 2023. – № 5. – С. 10-22.

Особое внимание стоит обратить на второй материал. В рамках Всероссийского научно-познавательного проекта «Детский Нобель» 29 ноября 2022 года в Государственной публичной научно-технической библиотеке России (ГПНТБ) была прочитана лекция «Нобелевским премиям – 120 лет». Ее автор – президент и генеральный директор Международного информационного Нобелевского центра Вячеслав Михайлович Тютюнник. Он рассказал об уникальной шведской семье Нобелей и учреждении Нобелевских премий, о Международном Нобелевском движении, нобелистике и деятельности Международного информационного Нобелевского центра (МИНЦ).

  • Захарова Е. С. Креативный капитал библиотеки как уникальный ресурс устойчивого развития / Екатерина Сергеевна Захарова // Школьная библиотека. – 2023. – № 9. – С. 6-11. – Библиогр.: с. 11.

Статья директора Краевой библиотеки для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского г. Ставрополь Екатерины Сергеевны Захаровой посвящена устойчивому развитию городов и населенных пунктов, раскрытию вопроса, почему это важно, и тому, какую роль могут сыграть библиотеки в данном процессе. Устойчивое развитие городов и населенных пунктов является 11-й целью деятельности Организации Объединенных Наций (ООН). Ее достижение позволит найти баланс между развитием инфраструктуры и сохранением экосистем, обеспечить комфорт и благополучие людей.

Достижению Целей устойчивого развития посвящены и два следующих материала:

  • Бычкова Е. Ф. Зеленые библиотеки: принципы ESG (environment – social – governance) и продвижение идей устойчивого развития в работе современных библиотек / Елена Феликсовна Бычкова // Школьная библиотека. – 2023. – № 1. – С. 37-42. – Библиогр.: с. 42;
  • Далецкая М. Э. Устойчивое развитие в книгах современных авторов для детей и подростков / Мария Эдуардовна Далецкая // Школьная библиотека. – 2023. – № 9. – С. 12-20.

В статье руководителя Группы развития проектов в области экологии и устойчивого развития ГПНТБ России Елены Феликсовны Бычковой рассмотрены термины, которые используются в современном мире при планировании, обсуждении и оценке работы организаций в области экологии.

В статье «Устойчивое развитие в книгах современных авторов для детей и подростков» рассмотрены книги для разных возрастов, в которых присутствуют сюжеты и темы, близкие целям устойчивого развития (ЦУР). К освещению данной темы через литературу можно подходить по-разному: с позиции экологии, книг на «сложные темы» или даже всем хорошо известной отечественной классики ‒ например, бедности и нищеты в сюжетах хватает. Однако, считает автор, с какой стороны ни подойди, рано или поздно становится ясно, что книг, так или иначе касающихся ЦУР, очень много. В статье представлены художественные книги для подростков, графические истории и книжки-картинки для младшего возраста.

Следующие материалы посвящены литературному творчеству детей и подростков:

  • Куракина Н. В. «Фабрика слов»: занятия литературным творчеством для детей и подростков / Надежда Владимировна Куракина // Школьная библиотека. – 2023. – № 1. – С. 55-58;
  • Смычек Е. А. Литературное творчество в библиотеке как средство воспитания личности / Елена Николаевна Смычек // Школьная библиотека. – 2023. – № 9. – С. 37-42.

Первый автор – Надежда Владимировна Куракина – руководитель детских и молодежных литературных студий, член Союза журналистов России, Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, методист ГБУ «ЦБС Петроградского района», автор программы «Фабрика слов». Многолетний практический опыт ведения литературных студий для детей, подростков и молодежи с разным уровнем подготовки, а также для взрослых и людей с ограниченными возможностями здоровья автор статьи обобщил в программе курса «Фабрика слов». Она разработана при поддержке Фонда президентских грантов проекта «Всероссийская школьная летопись», предназначена для выявления и развития литературных способностей участников, знакомства с разными литературными жанрами и писательскими приемами, а также для тренировки устной и письменной речи. Данная программа – один из вариантов комбинации занятий, развивающих литературные, коммуникативные, творческие и познавательные способности детей и подростков. Эти занятия можно использовать и по отдельности – как литературные игры, творческие минутки, элементы книжных мероприятий. Курс «Фабрика слов» рассчитан на 35 часов и состоит из трех модулей, в каждом даны примеры занятий с тремя уровнями сложности. В программе использованы оригинальные и многократно опробованные литературные игры, одновременно тренирующие разные писательские навыки и создающие творческую атмосферу в коллективе.

Во втором материале заведующая библиотекой ГБПОУ «Миасский педагогический колледж» (г. Миасс, Челябинская область) Елена Николаевна Смычек обосновывает важность занятий литературным творчеством для развития личности, подробно рассказывает об этапах организации литературного клуба и его деятельности.

Способам разрешения конфликтов посвящены статьи о сказкотерапии и арт-терапии:

  • Спехова-Роси Н. Сказки-подсказки: сказкотерапия как мягкий способ разрешения конфликтов (копилка приёмов) / Наталья Спехова-Роси // Школьная библиотека. – 2023. – № 2. – С. 22-24;
  • Михайлина Е. В. Техники арт-терапии в поиске и решении причин и конфликтов, лежащих в основе буллинга в коллективах детей и подростков / Елена Владимировна Михайлина // Школьная библиотека. – 2023. – № 2. – С. 18-21. – Библиогр.: 21.

В первой статье рассмотрены простые и эффективные приемы работы с конфликтными ситуациями, построенные на сказках. Все упражнения желательно применять с детьми не младше 6 лет – индивидуально либо в группе не более 6 человек. Сказка помогает мягко раскрыть ситуацию и скорректировать ее.

Во второй статье арт-терапевт предлагает методы диагностики и профилактики буллинга в детских и школьных коллективах.

В журнале «Школьная библиотека», кроме того, печатаются материалы, посвященные работе библиотек с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ):

  • Корякина Н. А. Чтение книг как способ коррекции эмоционального состояния у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы / Надежда Афанасьевна Корякина // Школьная библиотека. – 2023. – № 5. – С. 30-32. – Библиогр.: с. 32;
  • Соколова С. В. Воспитательная среда школьной библиотеки как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Светлана Викторовна Соколова // Школьная библиотека. – 2023. – № 3. – С. 54-60;
  • Спогиш Н. Н. Роль школьной библиотеки в формировании новых подходов к обслуживанию детей с ОВЗ / Наталья Николаевна Спогиш, Марина Викторовна Мунгалова // Школьная библиотека. – 2023. – № 6. – С. 34-40.

В статье педагога-библиотекаря «Чтение книг как способ коррекции эмоционального состояния у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы» раскрываются подходы к коррекции эмоционального состояния у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы посредством библиотерапии. Раскрыто значение чтения художественной литературы в школе для развития детей, определены основные направления выбора литературы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сделан вывод о необходимости индивидуализации работы с применением методов библиотерапии к детям с ОВЗ.

На создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности нацелен проект, описанный в статье «Воспитательная среда школьной библиотеки как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

В материале специалистов Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования «Роль школьной библиотеки в формировании новых подходов к обслуживанию детей с ОВЗ» приведены нормативные документы по вопросам обеспечения доступности для инвалидов, включая международные и федеральные российские законодательные акты. Кратко рассказано о государственной программе «Доступная среда», уточнен ряд терминологических понятий, предложено несколько вариантов проведения интеллектуальных занятий для детей с ОВЗ в библиотеке.

Поскольку журнал «Школьная библиотека» ориентирован на библиотекарей-практиков, среди материалов есть и сценарии литературных игр:

  • Смирнова Н. Е. Квест по книгам Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» и «Дети капитана Гранта»: (для учащихся 5-7-х классов) / Наталия Евгеньевна Смирнова // Школьная библиотека. – 2023. – № 3. – С. 42-46;
  • Грига М. А. Библиотечный квест «Путешествие в океане книг» / Марина Александровна Грига // Школьная библиотека. – 2023. – № 9. – С. 47-50. – Библиогр.: с. 50.

Особо хочется отметить вторую статью, в которой автор не просто предлагает сценарий игры, а рассказывает о сути понятия «квест» и специфике организации библиотечного квеста, предлагает алгоритм создания квест-игры.

В заключение – сценарий библиотечного урока «О словарях разнообразных, поучительных и важных» и небольшой обзор «Математика в литературе»:

  • Скворцова М. Н. «О словарях разнообразных, поучительных и важных»: урок в библиотеке / Маргарита Николаевна Скворцова // Школьная библиотека. – 2023. – № 9. – С. 57-64. – Библиогр.: с. 64;
  • Шевченко Ю. А. Математика в литературе / Юлия Александровна Шевченко // Школьная библиотека. – 2023. – № 12. – С. 39-44. – Библиография: с. 44.

Урок «О словарях…» для учащихся 5 классов продолжает работу по формированию лексикографических умений учащихся и проводится по согласованию с учителем русского языка в рамках Дня словарей и энциклопедий (22 ноября). В статье четко прописаны цели и задачи урока, планируемые результаты, подробно описан ход урока, даны рекомендации по его проведению. в приложении дан Паспорт выставки.

Автор статьи «Математика в литературе» анализирует некоторые задачи, которые мы встречаем в художественной литературе. Это задачи из произведений Николая Носова «Федина задача» и «Витя Малеев в школе и дома»; расчеты, которые можно произвести, основываясь на «Путешествии Гулливера» Джонатана Свифта и «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, а также рассказ о роли чисел в фольклоре и практическая работа «Математика в книжках».

В данном обзоре мы рассмотрели лишь некоторые статьи, опубликованные в 2023 году в журналах «Библиосфера», «Научные и технические библиотеки» и «Школьная библиотека». Ознакомиться со всеми материалами можно в полнотекстовой базе ИВИС.

Обзор подготовила библиограф Информационно-библиографического отдела СПб ГБУК ГСЦБС М.А. Муляр